Летние путешествия кавказских президентов

Ахра Смыр

Середина лета – лучшее время для отпусков и отдыха. Далёкие от политики люди чаще всего совмещают отпуск и отдых с каким-нибудь путешествием, желательно в те страны, где солнце светит ярче, а море – чище. Отдыхающие на побережье Абхазии и Грузии – явление обычное, но это если говорить об отдыхе. Когда речь заходит о политике, то маршруты и цели путешествий несколько меняются. Тем более, если речь идёт о кавказских политиках.

Июльский визит Багапша в Никарагуа преподнёс немало сюрпризов, в том числе странных и приятных. Так, не долетев ни до Манагуа, ни до Каракаса, президентский самолёт залетел в Гавану, где вместо заявленной дозаправки получилась встреча с официальными лицами Кубы. Сама по себе встреча с кубинским руководством была если не ожидаемой, то прогнозируемой, но то, как она произошла, делает её несколько странной. Стоит ли эту встречу считать намёком на возможное признание Кубой Абхазии – покажет время.

Подписание ряда договоров и соглашений с Никарагуа, в числе которых и соглашение о безвизовом режиме, можно отнести к категории приятных сюрпризов. Правда, всё ещё не понятно, каким образом граждане Абхазии будут попадать в Никарагуа, но это вопрос чисто технический, хотя есть вопросы по эффективности других соглашений, например в экономической сфере. Впрочем, эффект от латиноамериканского турне абхазского президента стоит ожидать только в политической плоскости. Это турне можно оценить, как закрепление уже достигнутых результатов.

Комментарии ряда экспертов, считавших признание Абхазии со стороны Никарагуа юридически несостоятельным, оказались ошибочными. Впервые Абхазия подписывает комплекс правовых актов со страной-членом ООН, и эта страна не Россия. Таким образом, этот визит можно рассматривать, как большое достижение Абхазии.

Вместе с тем, центральной темой обсуждения в российских медиа стала встреча другого кавказского лидера – президента Грузии Саакашвили, с президентом Белоруссии Лукашенко. В отличии от Ортеги, официально принявшего Багапша в своей столице, Лукашенко встретился с Саакашвили на территории третьей страны, в Крыму, и рассказал об этой встрече только какое-то время спустя. Сама встреча получилась странной, и интервью Саакашвили белорусскому телевидению только добавило новых вопросов.

В очередной раз обвинив Россию в оккупации Абхазии и Южной Осетии, и допустив очередную неточность в определении количества населения последней, Саакашвили ничего не приобрёл и не потерял. В то же время Лукашенко, не принял Саакашвили официально, а встретился с ним тайно в Крыму. А показав раздражительное для России интервью с ним по белорусскому телевидению, Лукашенко, похоже, сделал лучшее кино, с лучшим актёрским составом, чем «Крёстный батька» от телеканала НТВ.

Летние вояжи кавказских президентов получились разными: если успешное турне абхазского лидера в России как-то не заметили, то роль грузинского лидера на белорусском ТВ в России оценили по достоинству. Но опять таки, цели этих вояжей были столь же разными, как и сами путешественники, такими же разными станут и результаты этих летних вояжей.