Московский фактор в политической жизни Киргизии

Орозбек Молдалиев считает, что в основе российского давления на киргизских властей лежат три причины. Первая – нежелание Бишкека признать независимость Абхазии и Южной Осетии

ПРАГА---На прошлой неделе Киргизию посетила делегация российских политиков во главе с экс-вице-спикером Госдумы Сергеем Бабуриным. На съезде киргизской политической партии «Атамакен» Сергей Бабурин заговорил о необходимости признания Бишкеком независимости Абхазии и Южной Осетии. Об этом рассказал член российской делегации Алексей Ващенко.

«При примерено 20 000 людей, которые находились в это время на стадионе, Сергей Бабурин сделал заявление о том, что Россия поддерживает Киргизию, но и Киргизия должна, в целях укрепления отношений между странами, поддерживать Российскую Федерацию. Один из таких шагов поддержки может быть дипломатическое признание Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Это предложение Сергея Бабурина вызвало дискуссию в политических кругах Киргизии, тем более, там, в настоящий момент, 144 партии, и нашлись несколько партий, которые поддержали данное решение. Дело в том, что в Киргизии понимают, что укрепление интеграции СНГ и укрепление интеграции постсоветского пространства – оно ведет к снижению уровня напряженности на бывшем советском пространстве, и поэтому, этот вопрос, так или иначе, будет рассматриваться в предвыборной борьбе этих партий. Тем более все киргизские партии, которые идут на парламентские выборы 10 октября, все они говорят, что они пророссийски ориентированы, и что Россия является главным стратегическим партнером Киргизии, и без России Киргизия просто не выживет», - говорит Алексей Ващенко.

10 октября нынешнего года в Киргизии должны состояться парламентские выборы. Любая предвыборная кампания, как отмечают эксперты, - это время крайних политических заявлений. Тем более, когда за определёнными силами в стране стоит Москва. Так считает директор исследовательского центра «Себеп» Орозбек Молдалиев:

«Определенные политические партии финансируются Москвой. Недавно представители устраиваемой части оппозиции и наиболее таких сил, на которых можно обращать внимание, встречались с Нарышкиным. Кыргызстаном теперь уже сам Нарышкин занимается. Справки наводит как на политиков, которые сошли с политической арены, но и на вновь поднимающихся сил, в том числе и на бывших сотрудников силовых структур, которые создали партии. То есть, идет финансирование с тем, чтобы во время предвыборной кампании создать определенные сложности и в случае чего эти партии смогут дестабилизировать ситауацию под предлогом того, что был использован административный ресурс и так далее. То есть, Москва не скрывает, что заинтересована оказать сильное давление на Кыргызстан».

Орозбек Молдалиев считает, что в основе российского давления на киргизских властей лежат три причины. Первая – нежелание Бишкека признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

«Москва пыталась убедить Бишкек также, как и другие страны СНГ, чтобы они признали Южную Осетию и Абхазию. Это делалось в различных формах на саммитах СНГ, во время встреч на различных уровнях в рамках ОДКБ, на двусторонних встречах. Был оказан определенный политический нажим, но, тем не менее, Бишкек в этой ситуации вышел с честью и не поддался на это давление. За это, конечно, поплатился информационной войной со стороны Российской Федерации, особенно в прошлом году и в начале нынешнего года. По сей день продолжается эта информационная война».

Есть ещё два фактора, которые осложняют отношения между Москвой и Бишкеком, полагает Орозбек Молдалиев:

«Вы помните историю с выводом американской базы из аэропорта Манас. Базу переименовали в центр транзита грузов. Но потом были и столкновения бизнес-элит, которые в Кыргызстане возглавлял сын Бакиева Максим, и российскими бизнесменами. Были сильные трения, это тоже послужило одной из причин. Так что три основные причины от таких действий со стороны Москвы», - это было мнение директора исследовательского центра «Себеп» Орозбека Молдалиева.

Эксперты подчёркивают особенность политического этапа в Киргизии – в дни предвыборных баталий, как правило, разного рода обещания сыпятся со всех сторон. Но после завершения выборов, как показала практика, политики не всегда любят вспоминать о своих прошлых обещаниях.