Зафар Абдуллаев: у всех есть похожие территории

Россия заинтересована в сотрудничестве с Таджикистаном, но в большей степени, как со страной, граничащей с проблемным Афганистаном

ПРАГА---В нашем цикле "Де-юре о де-факто" мы продолжаем изучать отношение властей постсоветских республик к вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. О позиции Таджикистана в материале Олега Кусова.

Россия заинтересована в сотрудничестве с Таджикистаном, но в большей степени, как со страной, граничащей с проблемным Афганистаном. На встрече в Сочи 18 августа нынешнего года президентов России, Таджикистана, Афганистана и Пакистана как раз и шла речь о подобном сотрудничестве – в сферах борьбы с терроризмом и незаконного оборота наркотиков. Данная повестка дня сегодня и определяет взаимный интерес между Москвой и Душанбе. Говорит главный редактор таджикистанской газеты "Факты и комментарии" Зафар Абдуллаев:

"В Центральной Азии России пока необходимо закрепить свое военное присутствие, и без того немалое. Так как вопрос до конца еще не урегулирован, подходят к концу сроки пребывания российской военной базы, плюс афганская проблема, я думаю, что в центральноазиатском направлении Россия будет вести другую игру, связанную с границей Афганистана, с самим Афганистаном, и со своим положением, в первую очередь военным положением, на юге центарльной Азии."

Российско-таджикистанские отношения характеризуются ослаблением политического и сохранением экономического влияния Москвы на Душанбе.

"Сейчас Таджикистан находится на большей дистанции от Москвы, чем когда-либо за все годы независимости. В экономическом плане Таджикистан очень зависим. Большая часть мужского населения находится в России как трудовые мигранты, и более того, их денежные вливания, поступления превышают все возможные внешние доходы или экспортно-импортные операции Таджикистана", - говорит эксперт.

В столь непростой для Таджикистана ситуации, власти этой страны полностью игнорируют, по крайней мере на официальном уровне, вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

"Вопрос очень интересный для России. Понятно, что это вопрос улучшения или не улучшения отношений с Россией, потенциальный инструмент этого. На данный момент, на мой взгляд, Таджикистан пока не будет как-либо касаться этого вопроса, приближаться к нему. Потому что, во-первых, это очень непростой вопрос с точки зрения международной политики, включая, например, реакцию стран Европы, ЕС, ОБСЕ, США, с которыми Таджикистан также пытается выстраивать такие же равные отношения, как с Россией. Это во-первых. Во-вторых. Речь о признании каких-то автономных республик или каких-то анклавов, это значит, признав такие – дать возможность в будущем развиться похожему сценарию у себя в Центральной Азии. У всех республик есть похожие территории, в частности, у Таджикистана есть Горно-Бадахшанская автономная область, это достаточно высокого политического уровня развития регион, имеющий внешние границы, в том числе. То есть, потенциально такой же регион, который может быть отделен. Кстати, похож также очень сильно, высокая паспортизация, там очень много граждан России из числа местного населения. Я думаю, что это очень опасный прецедент. Если руководство Таджикистана решится на это, то только очень в крайнем случае, когда не будет иных аргументов, как-то удовлетворить интересы России", - так считает главный редактор газеты "Факты и комментарии" Зафар Абдуллаев.