Грайр Тамразян: Россия пытается сбалансировать отношения и с Азербайджаном, и с Арменией

Грайр Тамразян

ПРАГА---В рубрике “Гость недели” – глава армянской службы Радио Свобода Грайр Тамразян.

Дэмис Поландов: Сегодня подписано соглашение о военной базе между Россией и Арменией. И уже звучат такие оценки, что продление срока договора этой военной базы и те формулировки, которые содержатся в этом договоре, серьезно ограничивают суверенитет Армении. Как вы относитесь к этой точке зрения?

Грайр Тамразян: Один только факт, что договор продлевается еще на 25 лет, не означает ограничения суверенитета Армении. Там просто качественное изменение в военном соглашении, которое меняет функцию российских войск в Армении. То есть они сейчас могут сейчас защищать интересы, безопасность Республики Армения. Это совершенно новая формулировка, раньше ее не было.

Дэмис Поландов: Что эта формулировка означает?

Грайр Тамразян: Как утверждают русские эксперты, в частности Фенгельгауэр, который считает, что новая формулировка не касается Нагорного Карабаха. Если там, допустим, начнутся военные действия, то вряд ли Россия будет участвовать в этом конфликте. Он считает, что это, в основном, направлено против Турции. Если Турция вторгнется в Армению или какая-то угроза будет со стороны Турции, то тогда уже российские войска могут действовать. Только в этом случае. Что касается Нагорного Карабаха, многие аналитики считают, что эти войска, которые находятся в Армении, не будут участвовать в армяно-азербайджанском конфликте. Так утверждают даже сами русские политики.

Дэмис Поландов: Допустим, завтра Нагорный Карабах будет признан Арменией, и они заявляют, что формируют военный союз, или вообще что Нагорный Карабах присоединяется к Армении. Что дальше происходит? Ведь договор между Арменией и Россией уже есть...

Грайр Тамразян: Там есть, конечно, юридические тонкости, никто конкретно не знает. У нас только пятый протокол, я читал пятый протокол договора, который сейчас меняется, и расширяется функция российских войск, а мы не знаем, что там написано, в целом договоре. Это только изменения в договоре. А сам его текст очень сложен юридически, и там есть такие тонкости, что, думаю, нужен военный эксперт и юрист, чтобы разобрался в этих вопросах. Я просто не могу сейчас комментировать, что произойдет тогда, когда Армения признает Нагорный Карабах. Я считаю, что ничего не произойдет, пока Россия не признает Нагорный Карабах.

Дэмис Поландов: В Азербайджане новость восприняли достаточно настороженно, и уже звучат первые оценки. Председатель Демократической партии Азербайджана Сардар Джалалоглу заявил, что создается определенная угроза для Азербайджана, и для нейтрализации этих угроз официально Баку должен предпринять определенные шаги и подписать подобное соглашение с Турцией. Не наблюдаем ли мы эскалацию напряженности?

Грайр Тамразян: Эскалация была видна еще задолго до подписания договора. Мы знаем, что президент Азербайджана Ильхам Алиев все время утверждал, что Азербайджан способен взять обратно силой все эти территории, которые потерял в войне с Арменией, с Нагорным Карабахом. И он все время говорит, что военный бюджет Азербайджана равен всему бюджету Армении. И он наращивает все время военный бюджет. У них есть деньги, они могут это себе позволить. У Армении таких средств нет, в данном случае Армения заключила договор с Россией.

Дэмис Поландов: Но тут есть и оборотная сторона медали. Депутат азербайджанского парламента Мубариз Гурбанглы говорит, что подписание такого документа со страной, которая является основным посредником в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, показывает, что роль Москвы в определенном смысле не нейтральная. То есть если Россия заключает подобного рода соглашения с Арменией, может ли она способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

Грайр Тамразян: Может быть, они и правы, тут я ничего не могу сказать. В таком случае они, естественно, могут об этом громко заявить и попытаться как-то изменить посредника. Но мы также знаем, что в Минской группе участвует и Турция, которая вместе с Азербайджаном заявляет, что у нас один язык, два государства, что стратегические интересы Турции очень сходны во многих вопросах. Кстати, сегодня была статья в «Независимой газете», где было предположение, что во время визита Абдуллы Гюля в Баку была обсуждена возможность создания турецкой военной базы в Нахичевани. Мы не знаем, насколько это соответствует действительности, но такая возможность, во всяком случае, обсуждается.

Дэмис Поландов: С другой стороны, подтверждена информация о том, что Россия поставляет Азербайджану зенитно-ракетные комплексы С-300.

Грайр Тамразян: Вот именно. Я считаю, что Россия сейчас пытается сбалансировать отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. И как бы пытается играть роль честного арбитра. В отношении этих двух стран, во всяком случае. И мы знаем, что Медведев скоро поедет в Азербайджан, в сентябре. И мы не знаем, какие договоры он там подпишет. Может быть, он расширит существующие соглашения с Азербайджаном. Думаю, Россия что-то подпишет с Азербайджаном в сентябре. Они попытаются сохранить баланс, потому что Россия имеет большие экономические интересы также и в Азербайджане. И Россия все время заявляет, что Азербайджан является стратегическим партнером России. И не надо забывать о том, что почти два с половиной миллиона азербайджанцев проживают сейчас в России.

Дэмис Поландов: Вопрос по поводу ситуации в Армении. Как люди относятся к новому договору, к тому, что судьба Армении оказывается так прочно привязана к России?

Грайр Тамразян: Люди, которым под 50 или старше, считают, что очень полезно и Армения всегда должна быть союзником России, потому что история показывает, что другие сверхдержавы никогда не поддерживали по-настоящему. И Россия была единственным государством, которое всегда находилось рядом. Но, конечно, мы историю тоже знаем, и знаем, что это не всегда так было. Бывало, что Армения оставалась наедине со своей судьбой, как это было во время геноцида, никто фактически не помогал армянскому народу. Но есть и молодежь, которая неоднозначно воспринимает эти соглашения. Они считают, что Армения должна сбалансировать свои отношения с Западом и с Россией. В основном, молодежь за сбалансированный подход, более прозападная, а люди более старшего поколения – за военный союз России с Арменией.