Национальный конфликт или бытовые причины?

3 и 6 сентября в Республике Адыгея произошли драки с участием молодых людей недалеко от Майкопского горсуда

МАЙКОП---Что лежит в основе очередной массовой, как утверждают очевидцы, драки в Адыгее – национальный конфликт или бытовые причины? Наш корреспондент в Майкопе Лариса Черкес уверена, что разговор о межнациональных противоречиях – это политическая спекуляция.

3 и 6 сентября в Республике Адыгея произошли драки с участием молодых людей недалеко от Майкопского горсуда. Как установила милиция, все они 18-ти и 20-тилетние студенты местных вузов. Жертв нет. Есть сильно побитые. Но никто из пострадавших в медучреждения не обращался.

В некоторых СМИ сразу же пошла гулять версия что, вот, разборки были на национальной почве: черкесы, дескать, подрались с русскими. Другие источники утверждают, что имела место драка местных жителей: тех же черкесов с выходцами из других республик Северного Кавказа.

МВД республики отрицает национальную подоплеку конфликта, по его данным инцидент имел бытовой характер. Причиной стала, как одни говорят девушка, по другим данным – кто-то кому-то что-то не так сказал или не так посмотрел.

Однако факт остается фактом. Драка была. И по информации того же МВД, не массовая, участвовали в ней трое местных жителей и двое выходцев из соседних республик.

В Адыгее это не первый такой конфликт. Но подобные инциденты всегда носили бытовой характер. Это происходит не только в Адыгее и не только на Северном Кавказе.

Молодой студент ВУЗа в Адыгее Султан говорит, что не раз оказывался свидетелем драк:

“Драться – это не правильно. Если нужно разобраться, надо словами объяснить, если возможно. Часто бывает, что попадаем на такие события. Мы к ним не присоединяемся, просто проходим мимо или разгоняем их. Многие дерутся и цепляются друг к другу”.

-В Майкопе часто происходят драки?


- Честно говоря, да. Постоянно цепляются друг к другу. Причин много и они разные. Например, приехавшие из аулов молодые люди показывают себя в городе, понтуются перед девушками.

Жительница Адыгеи Сусанна беспокоится, что нынешняя молодежь становится более жестокой:

“Молодежь, вообще, сейчас стала агрессивной не только в Майкопе, но и в других городах, странах. Сейчас в новостях поредают, что и война, и убивают. Сейчас модно то, что девочки снимают все это на видео. Для них это азарт. Зачем? Для чего? Мы не понимаем. Может быть и алкоголь, может быть и психика у них причина. Кто их знает?”

Что еще может быть причиной таких “стычек”? Вот в чем майкопчанин Ерстем видит возможные мотивы столкновений его сверстников. Ему сейчас тоже 19 лет:

“Ну, некоторым дороги мало и все. Так и начинается. Так вот и бывает все. Кто-то неправильно подшутил, кто-то не правильно посмотрел на кого-то”.

Имевший место 3 и 6 сентября инцидент взят под особый контроль МВД. И для предотвращения подобных инцидентов в ВУЗах републики организованы специальные мероприятия. Но разъяснительной работой проблему не решить. Необходимо создавать условия для трудоустройства молодежи после окончания университетов и колледжей. Ведь если спросить, то значительное число молодых людей или не могут устроиться на работу вообще, или вынуждены работать не по специальности. Отсюда и агрессия, желание отвоевать себе место “под солнцем”, утвердить себя хотя бы в драке “из-за девушки”, “не так посмотрел”, “не так сказал”. Вот так и рождаются версии о великом национальном противостоянии в северокавказских республиках.