Антти Турунен: абхазы хотят присутствия ООН

Антти Турунен

ТБИЛИСИ---Один из сопредседателей Женевских переговоров от ООН Антти Турунен дал интервью радио "Эхо Кавказа". С ним беседовала Олеся Вартанян.

“Эхо Кавказа”: Существование Механизма по превенции инцидентов часто называют единственным достижением Женевских переговоров, которые проходят уже почти два года. Как вы думаете в чем причина того, что стороны не могут прийти к согласию ни по одному из остальных вопросов?

Антти Турунен: После любой войны или конфликта всегда трудно начинать заново строить мосты. В данном случае разговор идет о статусе новых территориальных единиц. Для каких-то членов ООН они – независимые страны, но для большинства стран – это сепаратистские регионы. Само по себе это создает большое пространство для разных точек зрения. Мы не касаемся этого вопроса напрямую, но он всплывает каждый раз в любых обсуждениях.

“Эхо Кавказа”: Я только недавно вернулась из Сухуми, там я разговаривала с несколькими представитеями сухумской делегации на Женевских переговорах. Почти каждый из них говорил о своем разочаровании в том, как ведут себя посредники переговоров. Они в частности говорили, что их точки зрения часто остаются без должного внимания, из-за чего они стоят на грани окончательного отказа от формата Женевских встреч. Как вы смотрите на эту проблему?

Антти Турунен: Сопредседатели и международные организации являются медиаторами. В нашу задачу, конечно же, входит поиск решения проблем. И у нас может быть и есть свои идеи по тому, как можно решить те или иные вопросы. Но до того момента, как у каждой стороны появится политическая воля, чтобы сделать шаг вперед и пойти на компромис – вот до этого самого момента мы, сопредседатели, мало что можем сделать. Конечно, в такой ситуации отсутствия прогресса вызывает разочарование прежде всего в нас. Мы -легкая мишень. Но у нас нет других способов, как сделать так, чтобы стороны пришли к каким-то соглашениям.

“Эхо Кавказа”: Во время ваших последних встреч в Сухуми вы обсуждали вероятность отказа абфхзаских де-факто властей от Женевских переговоров?

Антти Турунен: Я не думаю, что этот вопрос продолжает оставаться на повестке дня, а именно, выхода какой-либо из сторон из переговорного процесса. Даже наоборот, я услышал от них о намерении внести какие-то предложения в повестку дня следующих переговоров.

“Эхо Кавказа”: Участники женевских встреч к концу этого месяца ожидают от сопредседателей новый проект соглашения о неприменении силы. Как я поняла из их объяснений, предыдущий вариант сопредседателей был чем-то вроде "содержания", где просто перечислялись различные предложения сторон. Чем новый проект будет отличаться от предыдущего?

Антти Турунен: Мы сейчас находимся на стадии, когда сопредседатели уже создали "скелет" из определенных элементов, который в
Конечно, в такой ситуации отсутствия прогресса вызывает разочарование прежде всего в нас. Мы -легкая мишень
дальнейшем может стать соглашением. Но чтобы двигаться дальше, начать связывать элементы друг с другом, предлагать различные варианты текста, какие-то конкретные альтернативы проектов, нам необходимо участие сторон. И мы, сопредседатели, сами по себе, не можем ничего предлагать. Мы ограничены в этом плане тем, что предлагают нам стороны.

“Эхо Кавказа”: Я должна вас спросить о недавней информации, которую мы получили из Сухуми. Стали известны некоторые детали сухумского проекта соглашения о неприменении силы. Они предлагают вернуть в Абхазию наблюдателей ООН. Я понимаю, что этот вопрос находится в стадии обсуждения, и свои проекты соглашения есть у каждой из сторон. Но все таки, как вы смотрите на эту перспективу возвращения в Абхазию хоть и «маленькой», но миссии ООН?

Антти Турунен: Я думаю, что абхазская позиция ясна – они хотят присутствия ООН. Но конечно, это часть тех общих обсуждений, которые мы проводим в Женеве. Этот вопрос можно разделить на две части. Первое – это то, что вы упомянули – соглашение по договору о неприменении силы. Второе -- это его исполнение через международное присутствие, которое бы обеспечивало безопасность. Я предлагаю идти к этому шаг за шагом, и думать о том, когда мы сможем договориться по этому соглашению. В этом отношении надо найти такой сбалансированный элемент, который бы удовлетворил грузинские интересы, юго-осетинскую и абхазскую стороны. Все это нужно для того, чтобы потом договориться о механизме имплементации. Я бы не хотел пока в этом вопросе идти глубже и пытаться объяснять, как это может выглядеть. Пока преждевременно вести обсуждения с этой точки зрения.

“Эхо Кавказа”: Я хочу спросить вас о документе, который называется "Согласованные обязательства". Мы узнали о его существовании после одного из раундов женевских встреч из пресс-релизов сторон. Там говорилось, что они были близки к тому, чтобы на нем остановиться и прийти к согласию. Расскажите об этом документе, какие с ним проблемы. Из-за чего стороны не могут прийти к согласию?

Антти Турунен: Этот документ оговаривает принципы возвращения внутренне перемещенных лиц, или, как их еще называют, беженцев. Проблема заключается в том, как привести этот механизм в действие в то время, как статус территорий продолжает оставаться под вопросом. Также, как под вопросом продолжает оставаться возвращение грузинских беженцев. Документ касается и обсуждения конкретных проблем в Гали, куда определенное количество людей уже вернулось. Но здесь мы опять сталкиваемся с существующим политическим климатом и нам необходимо продолжать активные обсуждения этого документа.