Доклад Народного защитника вызвал перепалку в парламенте Грузии

Представительница министерства на замечания омбудсмена сказала, что на более интенсивные меры нужны большие средства

ТБИЛИСИ -- Народный защитник Грузии Георгий Тугуши представил сегодня в парламенте первый специальный доклад о ситуации с грузинскими беженцами и внутренне перемещенными лицами. Несмотря на то, что выступление было большей частью информативного характера, не обошлось и без эмоциональных выступлений. Правда, на этот раз в адрес правительства.

Где-то в середине 90-х годов неподалеку от Кутаиси правительство решило построить маленькие деревянные домики для 35 семей, бежавших из Абхазии во время войны.

Рассматривали эти жилища как временные и людям пообещали, что через три года их переселят в дома с более достойными условиями.

Спустя 15 лет это обещание с трудом вспоминают даже сами жильцы.

Крыша у них давно прохудилась, доски на стенах прогнили и разошлись в огромные щели. И теперь в ветреную погоду, во время дождя это жилье с трудом можно назвать надежным укрытием.

Описание таких условий в деревянных домиках попало в первый доклад по вопросам беженцев и внутренне перемещенных лиц,
На фоне миллиарда долларов, что вы сумели сделать? Это преступление
который сегодня грузинский Народный защитник представил парламентариям на комитетском слушании.

Фотография одного такого деревянного домика стала причиной громкой перепалки между оппозиционерами и представителями правительственной партии.

«Когда я вам что-то говорю, относитесь к этому адекватно. На фоне миллиарда долларов - что вы сумели сделать? Это преступление», - кричал на комитетском слушании оппозиционер Дмитрий Лорткипанидзе.

В правящей партии ему отвечали, что правительство делает все возможное, чтобы решить те проблемы, которые скопились за многие годы бездействия прежних властей, и что все сразу не делается.

Народный защитник Георгий Тугуши решил оперировать цифрами. Он представил парламентариям результаты мониторинга, который
в течение полугода проводил его офис.

Они опросили около 600 беженцев и внутренне перемещенных лиц в разных частях страны. Оказалось, что лучше всего им живется в Аджарии, самые плохие условия – в Самегрело.

Самая серьезная проблема для беженцев – это их неуверенность в завтрашнем дне. За большинством из них не закреплено имущество,
По данным правительства Грузии:

Число ВПЛ: 250.000 человек

Ставшие ВПЛ в результате войны 2008 года: 6%

Ставшие ВПЛ в результате войн 90х годов: 94%

Из них проживают
в коллективных центрах: 42%;
в частном секторе: 58%


они не знают, когда их могут решить выселить, и какие в целом у них есть юридические права, чтобы против этого выступать.

К этому всему добавляется низкий уровень жизни из-за отсутствия постоянного заработка и мизерных ежемесячных выплат из бюджета.

Согласно результатам мониторинга, многие опрошенные не были в курсе и о существовании специально разработанных для них льготных медицинских и социальных программ правительства.

«Я хочу отметить тот факт, что 47 процентов уже заявили, что они довольны своими жилищными условиями – это уже большой прогресс. Но мы не должны забывать про то, что остаются больше половины беженцев, которые остаются в очень тяжелых условиях», - говорит Георгий Тугуши.

Тугуши предложил властям ряд рекомендаций. В частности, провести классификацию беженцев и внутренне перемещенных лиц, и по каждой отдельной категории работать специальными группами.

Большинство же рекомендаций касались проведения информационной кампании среди беженцев, чтобы те заранее знали, на каких основаниях они живут в тех или иных поселениях, и в какие сроки предполагается их переселить или же узаконить их сегодняшние места поселения.

В ответ на замечания Народного защитника перед парламентариями выступила Тамара Мартиашвили. Она заместитель недавно переименованного министерства с длинным названием: Министерство по делам внутренне перемещенных лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцам.

Мартиашвили сказала, что они знают обо всех тех проблемах, которые были представлены парламентариям, и что министерство работает в этих направлениях.

Мартиашвили добавила, что на более интенсивные меры нужно больше ресурсов и донорских средств.