4 года без Анны Политковской

Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде собственного дома

МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---7 октября в Москве на Чистых прудах пройдет митинг памяти Анны Политковской, убитой в этот день в 2006 году в подъезде собственного дома. Прошло 4 года, но имена исполнителей и заказчиков убийства журналистки "Новой газеты" еще не названы.

6 октября следственный комитет России заявил о своем намерении продлить срок расследования уголовного дела по факту убийства Политковской до февраля 2011 года. В феврале 2009 года Московский окружной военный суд на основании вердикта коллегии присяжных оправдал подозреваемых в совершении этого преступления Ибрагима и Джабраила Махмудовых и бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова. Позже Верховный суд России отменил оправдательный приговор, и по жалобе потерпевших вернул дело в Генпрокуратуру для дополнительного расследования.

Следственный комитет при прокуратуре России сообщил, что располагает сведениями о возможных соучастниках убийства Анны Политковской, скрывающихся за пределами страны. В сообщении, размещенном на сайте организации, говорится о том, что "установлены и другие лица, которые могут быть причастны к совершению убийства, и в отношении них проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Следователям направлены международные запросы об оказании правовой помощи в ряд европейских стран". В ведомстве напомнили, что предполагаемый убийца – Рустам Махмудов – объявлен в международный розыск.

Ранее несколько российских изданий сообщили о том, что бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов, который является одним из фигурантов дела об убийстве журналистки, этапирован из колонии в Москву для допроса в связи с новыми обстоятельствами в расследовании.

В феврале этого года Таганский суд Москвы приговорил его к восьми годам заключения за вымогательство у главного свидетеля обвинения по делу Политковской. По данным "Российской газеты", на окраине Москвы на территории вагоноремонтного завода обнаружен подпольный цех по производству оружия. Там найден станок, который, по данным экспертизы, использовался для того, чтобы переделывать в боевой газовый пистолет "Иж", из которого убили Анну Политковскую. "Следствие не исключает, что бывший милиционер, а ныне арестант Сергей Хаджикурбанов имел отношение к подпольному цеху и мог знать, кто и какое оружие заказывал для убийства журналистки.

Главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов поддержал планы Следственного комитета России продлить срок расследования уголовного дела об убийстве обозревателя газеты Анны Политковской, но отметил, что организаторы убийства до сих пор на свободе:

– Я безусловно рад, что следствие продолжается, однако мне кажется, что приближение к заказчику преступления по-прежнему покрыто абсолютным туманом. Я, безусловно, не думаю, что тогдашний президент и тогдашний премьер Чечни интеллектуальными штурмами думали о том, как убить Политковскую. Однако я уверен, что такие могущественные в Чечне и в России люди, на самом деле, если бы очень захотели, уже бы давно могли приоткрыть занавес тайны над фигурой заказчика этого преступления. Но этого по какой-то причине происходит.

Я далек от мысли упрекать следствие и господина Бастрыкина. Следственный комитет занимается, как он может, тем, что он делает. Делают они немало. Но у меня почему-то есть ощущение, что раскрытие убийства Политковской связано каким-то образом с политической реформой в стране. Когда будет реальный запрос власти на то, чтобы знать, знать и еще раз знать о том, кто это сделал, и стремиться к судебному наказанию этих людей – именно тогда это станет возможным. А так мы будем, мне кажется, все время находить все новые и новые детали, новые волоски, отдавать их на генетическую экспертизу, что необходимо, конечно, но в раскрытии дела Политковской, поскольку это крупнейшее политическое убийство в истории новейшей России, должна быть проявлена очевидная политическая воля.

О деле Анны Политковской и других убитых журналистов, вновь заговорили после встречи представителей Следственного комитета при прокуратуре России с Международным комитетом по защите журналистов. Тогда руководитель СКП Александр Бастрыкин заявил, что прокуратура поторопилась с передачей дела в суд, что повлекло оправдание присяжными двоих подсудимых. Бастрыкин сказал, что убийцы Политковской, вероятно стремились добиться расположения главы Чечни Рамзана Кадырова. По его словам, доказательств причастности Кадырова к преступлению нет. Бастрыкин также заявил, что подозреваемый убийца находиться в одной из европейских стран, и глава СКП намерен посетить эту страну, чтобы убедить власти арестовать подозреваемого и выдать его российскому правосудию.
Однако представители правозащитных организаций сомневаются в профессиональности российских следственных органов. Например, председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина:

– У меня давно уже создалось впечатление, что наши правоохранительные органы, наши следственные органы работать профессионально разучились. Слишком большое на них оказывается давление, слишком много разных сил, которые направляют их действия. И слишком много за последние годы было сфальсифицированных, сфабрикованных дел, по которым они должны были сшивать из негодного материала обвинение и передавать в суды. И они привыкли уже к тому, что суды эти непрофессиональные дела принимают и обвинительные приговоры выносят. И, собственно, то, что произошло с делом Ани Политковской, это, конечно, именно тот случай, когда такая небрежность, продемонстрированная со всей ясностью и яркостью адвокатом подсудимых, конечно, повлияла на присяжных. И в этом смысле, конечно, присяжные – это единственная наша защита. Это люди, которые требуют все-таки, чтобы обвинение было доказано. Но прошло так много времени, и конечно, сейчас расследование проводить гораздо труднее, чем сразу после преступления. Ну, а самое главное, мне кажется, что нет четкой установки на то, чтобы искали заказчиков. И заказчики, как правило, вообще нигде не возникают, ни в одном из этих дел. Поэтому, в общем, у меня ощущение безнадежности и по этому делу, и по делу об убийстве Наташи Эстемировой, и по другим делам, постоянно присутствует.

Заместитель главы московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина обратила внимание на то, что почему-то именно в России сохраняется тенденция – убийства журналистов не раскрываются:

– Расследование идет слишком медленно. В конце концов, с убийства Анны Политковской прошло 4 года. Уже 4 года виновные на свободе. И это ситуация неприемлемая. Совместные с Интерполом поиски предполагаемого убийцы, то есть того, кто, собственно, нажал на курок, Рустама Махмудова, в Европе начались только вот совсем недавно. Понятно, что за это время предполагаемый убийца вполне мог переместиться куда-то еще, и эти поиски, конечно, надо было начинать гораздо раньше. Мне кажется, учитывая то, что это дело настолько общественно значимое и находится на контроле у генерального прокурора, его можно было бы раскрыть, если бы своевременно предпринимались необходимые меры, которые предприняты не были. Я надеюсь, что его можно раскрыть и сейчас, но факт остается фактом: прошло уже 4 года – и правосудие не свершилось. И родные Анны Степановны Политковской, ее коллеги, ее друзья все еще ждут хоть какого-то осмысленного результата. Меня пригласили коллеги из "Новой газеты" выступить на митинге памяти Анны Степановны Политковской, который пройдет 7 октября в 16 часов на Чистых прудах, он санкционирован властями. Я не сомневаюсь, что большинство выступающих будут говорить именно об отсутствии эффективного расследования. В этот день мне бы хотелось просто вспомнить Анну Степановну, какой она была и что она сделала для всех нас, для России, для журналистики.

7 октября исполняется 4 года со дня убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Преступление до сих пор не раскрыто.