САНКТ-ПЕТЕРБУРГ---12-13 октября в Грозном прошел Всемирный конгресс чеченского народа. Это мероприятие можно было бы назвать дежурным, если бы не одно обстоятельство. На нем глава Чеченской республики Рамзан Кадыров получил новые титулы, каждый из которых не случаен. Кадыров собирается упрочить свой статус отца народа. О конгрессе, которому присвоен порядковый номер «первый», размышляет писатель Герман Садулаев.
Правда, он не совсем первый. Как мы помним, совсем недавно конгресс проходил в Польше, но то был другой конгресс, созванный правительством в эмиграции. Однако и в Грозном уже был когда-то похожий конгресс – Объединенный конгресс чеченского народа, ОКЧН, который привел к власти Дудаева, и сам был потом Дудаевым распущен. По формуле «караул устал». ОКЧН – ВКЧН разница всего в одну букву, но прошла, кажется, целая эпоха.
На конгресс съехались авторитетные чеченцы со всего мира и со всех регионов России, бывшие соратники, друзья, а также соперники и оппоненты: Руслан Хасбулатов, Саламбек Хаджиев, Бай-Али Тевсиев, Рамзан Ампукаев - всего около тысячи делегатов и гостей.
А я не поехал. Меня не позвали. Если бы позвали, я бы поехал. Но меня не позвали. То ли из-за моей этнической нечистоты, то ли из-за моей политической неблагонадежности. Я бы подумал еще, что из-за моей молодости, ведь на конгресс собирают самых старших. Доклад о чеченской литературе доверен Канте Ибрагимову, это правильно, он старше. Но Рамзан Ахматович младше, чем я. А его позвали. А меня не позвали. Ну и ладно, не привыкать.
В приветственной речи к делегатам конгресса глава республики подвел итоги многолетней национально-освободительной борьбы чеченского народа, культурно-религиозного и национально-государственного строительства и зафиксировал полный успех и победу. Он сказал:
«За что мы боролись? Мы хотели быть патриотами и хозяевами своей республики, мы хотели мира и свободы и, наконец, мы хотели быть чеченцами. Сегодня мы хозяева в своей республике, у нас полная свобода и все возможности для соблюдения канонов ислама. Мы можем свободно кричать на весь мир, что мы мусульмане и чеченцы. Чего нам еще не хватает, что нам еще нужно? Нам нужно, во-первых, чтобы мир понял, что нет вины чеченского народа в тех трагедиях, которые ему пришлось пережить в разные периоды истории. Мы не виновны в депортации, в двух войнах, разрушивших республику. Нам нужно, во-вторых, стать одной дружной семьей и беречь то, что у нас есть сейчас».
Долгие продолжительные аплодисменты перешли в овацию и далее в голосование, на котором председателем всемирного конгресса чеченского народа был избран действующий глава Чеченской республики Рамзан Кадыров. Единогласно. То есть, ни одного голоса против. И даже ни один не воздержался.
В этом смысле они, конечно, правильно сделали, что меня не пригласили. Потому что, я бы воздержался. Не то чтобы я против. Или что у меня есть альтернативная кандидатура, нет, Боже упаси. Просто я как-то еще не готов.
А все прочие были уже готовы. Конгресс подтвердил положение Рамзана Кадырова как не просто главы одного российского региона, но национального лидера чеченского народа с экстерриториальным статусом и полномочиями, отца и благодетеля всех чеченцев, где бы они ни проживали, духовного вождя нации независимо от юрисдикций.
Похоже, что цель конгресса только в этом и состояла.