Парламент Грузии задержал принятие антимонопольного законодательства

Грузинский парламент как минимум на три месяца задержал принятие антимонопольного законодательства

ТБИЛИСИ---Грузинский парламент как минимум на три месяца задержал принятие антимонопольного законодательства, договор по которому был подписан с Евросоюзом еще весной этого года.

Рассказывает руководитель Ассоциации молодых бизнесменов и финансистов Мераб Джаниашвили:

“Евросоюз требует от Грузии не только антимонопольного законодательства, но и реформ статистического управления и трудового законодательства, а также контроля за продукцией”.

Мераб Джаниашвили напомнил, что правительство Грузии брало на себя обязательства перед Евросоюзом внести соответствующие изменения до августа этого года. Однако, в реальности, оно ограничилось лишь тем, что возобновило деятельность антимонопольной службы и образовало самостоятельное статистическое агентство, выведя его из состава Министерства экономики. К тому же, антимонопольный комитет до сих пор работает без соответствующего законодательства, которое так и не было принято в парламенте.

Представитель правительства в парламенте Гия Хурошвили заявил, что Кабинет министров готовит свод законов и представит его депутатам. По его словам, уже проводится первый этап антимонопольной реформы:

“Для государственных органов исключена любая возможность вмешиваться в дела частного сектора - в этом плане ситуация полностью контролируема”.

Второй этап, по словам Хурошвили, рассматривается вместе с экспертами Евросоюза, и будет в разумные сроки представлен депутатам.

Однако далеко не все в Грузии хотят принятия в парламенте нового трудового и антимонопольного законодательства. Дело в том, что правительство Грузии сформировано из тех людей, которые разделяют идеи либертарианской экономики. Иначе говоря, той экономики, которая доминирует в США и в основе которой лежит правовой запрет на “агрессивное насилие” в экономике. В то же время в Евросоюзе выстроена другая система – социально-ориентированной экономики по немецкой модели. Так что теперь Грузия, с одной стороны, пытается выйти на европейский рынок, а с другой – сохранить либеральную экономику.

Это уже привело к некоторым разногласиям. Например, комиссар Евросоюза по делам добрососедства Штефан Фюле после своего визита в Грузию отметил, что Евросоюз готов сотрудничать с Грузией и в первую очередь – в области свободной взаимной торговли и развитии свободных экономических зон. Но при этом, по словам Фюле, запросы Евросоюза не могут быть приведены в соответствие с некоторыми ультралиберальными идеями, связанными с экономической обстановкой в Грузии.

Как считает директор Нового экономического института в Тбилиси Гия Джандиери, на самом деле, ни трудовое, ни антимонопольное законодательство Грузии совсем не нужны. По его словам, отказ государства регулировать экономику пока приводит к положительным эффектам, поскольку такой режим более привлекателен для инвесторов. С другой стороны, чтобы повысить оплату наемных сотрудников, по мнению Джандиери, следует создавать рынок труда, а не вводить госрегулирование. А по поводу отсутствия антимонопольного законодательства Джандиери утверждает, что самые высокие цены и самая плохая ситуация как раз в тех областях, где государство пытается регулировать ситуацию.

Однако в Ассоциации молодых бизнесменов и финансистов считают, что рынок в Грузии поделен между большими предприятиями, которые диктуют высокие цены. Особенно сильны монополии на фармацевтическом рынке и рынке связи. Действительно, цены на лекарства и связь в Грузии очень высоки. Но с другой стороны, и на энергоносители цены они тоже не низкие.

В качестве доказательства своей правоты молодые бизнесмены приводят цифру: в Грузии - около 80 процентов экономики составляет деятельность крупных предприятий, тогда как в США большой бизнес занимает всего 35 процентов экономики, а остальные 65 – малые и средние предприятия. Однако Джанжиери считает, что причина зла – не в антимонопольном законодательстве, а в высоких налогах, которые следует снижать.

Таким образом, единого мнения в политической и бизнес-элите Грузии по поводу антимонопольного и трудового законодательства пока нет.