Астанда Пкин: «Я так не могу – по десять картин в месяц»

Астанда Пкин

СУХУМИ---Астанда Пкин – молодая сухумская художница, которая не только занимается творчеством, но и уже несколько лет преподает живопись в Абхазском государственном университете. У нее довольно яркий образ, который резко выделяет Асту из толпы жителей Сухума, предпочитающих, как известно, большей частью одеваться в классических черных тонах. Художница в оранжевой кофте неожиданно контрастирует с общим фоном.

Аста живет в центре столицы, в одном из стареньких, типичных для Сухума двориков. Квартира обставлена под стать самой художнице и больше напоминает арт-галерею. Аста поселилась здесь недавно, она частенько шутит, отвечая на вопросы друзей по поводу того, пишет ли она сейчас что-нибудь: «Я делаю ремонт, создаю в комнатах собственную атмосферу. Для меня это все равно что работать над картиной». Буквально пару дней назад ей подарили котенка, который мяукал на протяжении всего интервью, видимо полный желания тоже прозвучать в радиоэфире.

Профессионально заниматься живописью Аста начала лет пятнадцать назад, отправившись после войны учиться в Уфу. «Просто в послевоенное время атмосфера здесь не особенно располагала к учебе, а я поняла, что мне надо серьезно учиться, уехала и поступила в Уфимскую Академию живописи», - говорит художница.

Работы Астанды Пкин с самого начала были самобытны. Бывают в искусстве такие люди, которые с рождения говорят на собственном языке, и эту речь не могут заглушить впоследствии ни классическая школа, ни различные художественные влияния. Аста – из таких людей. Ее работы можно увидеть на выставке и, если вы раньше были знакомы с ее творчеством, то сразу и безошибочно определите авторство. Она не пишет много и фанатично. На создание одной картины, как признается Астанда, уходит порой несколько месяцев: «Нет, я так не могу – по десять картин в месяц. У меня рождение картины – это достаточно длительный процесс, в отличие, наверное, от многих других. Ну, в среднем полтора-два месяца я пишу одну картинку. Иногда, бывает, и дольше. Сначала, конечно, происходит накопление чего-то, что с тобой происходило. Это могут быть сны, реальность – все, что угодно. Все, что меня окружает. Из этого рождается мысль, потом ты начинаешь ее исполнять в карандаше и так далее. Это интимный процесс очень».

Преподавание – другая сторона ее художественной деятельности. Астанда Пкин убеждена, что, как в любом творческом деле, важно научить студентов не столько классическим основам композиции – при желании все это можно освоить и самому – здесь главное, чтобы твои ученики смогли чувствовать и мыслить самостоятельно. И в этом отношении необходимо подавать личный, человеческий пример: «Ну, как – они же уже не в школе, все – взрослые люди. Ты не столько их учишь, сколько пытаешься заставить мыслить и шевелиться для того, чтобы делать что-то самим. Я стараюсь процесс выстроить так, чтобы натолкнуть их на какую-то мысль, а не научить карандашом влево и вправо водить».

Рассматривая работы Астанды Пкин, несложно прийти к выводу, что каждая из них представляет собой отдельную историю – либо человека, либо места, либо и того, и другого одновременно. Как это получилось, например, в ее самых ярких картинах – «Самолет» и «Свидание». Творчество Астанды удивительно драматургично и даже чем-то напоминает пластический кинематограф, в котором автор становится создателем собственного фантастического мира, полного деталей и мифов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия