СУХУМИ---Имя Валерия Киртбая не особенно известно в Абхазии, однако если сказать «Алябрик», то все сразу поймут, о ком идет речь.
Он начинал работать обычным барменом в Пицунде, а сегодня является генеральным директором целого курорта. Между делом, Алябрик успел объездить весь земной шар, не пропустить ни одного чемпионата мира по футболу за последние лет двадцать, побывать управляющим крупного казино в Москве и стать персонажем трех романов Юлиана Семенова. И это далеко не полное его резюме.
Мы с ним встретились в Пицунде, в заброшенном и полуразрушенном баре. Дело в том, что именно здесь снимался фильм абхазского режиссера Вячеслава Облотия «Сувенир», в котором Алябрик играл бармена. Он показывает, где стояла камера, где сидели актеры, пытается реконструировать сцену из фильма. Все это происходит бурно и весело. Стоя за пыльной барной стойкой, он отвечает на вопрос, который ему задавали тысячу раз – почему его называют Алябрик:
«Это от словосочетания «I love you». Я был еще совсем маленький, мы сидели в гостях, там играла музыка, и пластинка заедала, мы английский тогда не знали, и вот пластинку заело именно на этих словах «I love you». Патефон выключили, а я сидел и повторял на свой лад: «Алябри, алябри…». И кто-то сказал: «О, Алябрик». С тех пор и повелось», - рассказал он.
Секреты профессии бармена Алябрик начал постигать с шестнадцати лет и сразу понял – важно не просто хорошо приготовить коктейль, но и сделать из этого процесса представление. Артистичный по своей природе, он быстро научился этому и уже через пару лет стал самым известным барменом в Пицунде, где, как известно, отдыхала элита Советского Союза – дипломаты, писатели, музыканты, актеры, спортсмены. Алябрика знали все. Например, пропустить пару коктейлей в баре, где он работал, очень любил легендарный киноактер Андрей Миронов. Естественно, как любой профессионал, Алябрик однажды изобрел собственный коктейль, который назвал «Олимпиада-80». Вот его рецепт:
«Туда шли такие напитки – водка, потом ликер Мари Бризаль, сироп из фейхоа, и добавлялись вишенки и черешенки».
Как профессионал Алябрик даже получил международное признание. Получилось это следующим образом. Однажды он отдыхал в Праге с писателем Юлианом Семеновым, с которым сильно подружился. Вместе они были на приеме у какого-то высокопоставленного российского дипломата, и Алябрику предложили поучаствовать в международном конкурсе барменов, как раз проходившем в Праге. Он согласился и неожиданно для всех взял гран-при.
«Ну я подумал – надо же чем-то отличиться, сделать что-то оригинальное. Во всем мире бармены работают одной рукой, взбивая напитки в одном шейкере, а я взял сразу два шейкера, два разных коктейля заправил и двумя руками начал взбивать под музыку. Это очень понравилось, люди даже аплодировать начали, все смеялись», - делится секретом успеха Алябрик.
Недавно у Алябрика был юбилей. Ему исполнилось шестьдесят. На праздновании собрался весь абхазский бомонд, солидно разбавленный российскими знаменитостями. Здесь можно было встретить за одним столом депутатов российской Госдумы, футболистов из сборной России, абхазских министров, московских олигархов, пожилых писателей и так далее. Иначе говоря, людей, которых сложно в других обстоятельствах увидеть вместе.
Одним словом, как признается сам виновник торжества, главный его талант – находить общий язык с любым человеком. Благодаря этой способности Алябрик и стал Алябриком.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия