Наперекор условностям

Chechnya -- Ramzan Kadyrov takes part in 70th anniversary of Vainakh State Dance Ensemble celebrations in Grozny, 29Nov2009

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ---Чеченский народ, разделенный и разделившийся сам в себе, сегодня имеет не много шансов на единство. Войны последних двух десятков лет, бесчеловечный режим, воцарившийся в Чечне - все это заставляет десятки тысяч чеченцев покидать родину в поисках лучшей доли. Но есть память о событиях и великих людях прошлого, которая остается неизменной для любого чеченца, где бы он ни жил: в Грозном, Брюсселе или Тель-Авиве. Одна из таких безусловных, признаваемых всеми фигур - великий танцор Махмуд Эсамбаев.

В городе Грозном с 14 по 18 октября прошел Второй международный фестиваль-конкурс сольного танца имени народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева. В конкурсе приняли участие 40 танцоров из 13 стран мира. В минувший понедельник были подведены итоги, и состоялась церемония награждения победителей.

В номинации «Народный танец» первое место заняла танцевальная пара из республики Татарстан: Эльза Зайдуллина и Александр Киселев. В номинации «Эстрадный танец» жюри решило первого места не присуждать, а второе место разделили танцор из Франции Генай Алий-Бей и солисты Национального русского балета «Возрождение» Полина Токарева и Павел Зайцев. Артистам вручили главный приз фестиваля - хрустальную башню, внутри которой фигура танцующего Махмуда Эсамбаева.

Махмуд Эсамбаев – один из величайших артистов в истории не только Чечни или даже Советского Союза, но и в мировом масштабе. Чеченец по происхождению, он вырос в Киргизии, куда его семья была депортирована вместе со всем чеченским народом. Его образование ограничилось шестью классами средней школы.

Талант артиста, танцора был у него врожденным, и мальчик не нуждался в учебных заведениях. Всего два года, и те для проформы, он отучился по артистической специальности и начал профессионально танцевать на сцене. Для того чтобы исполнить свою судьбу, Махмуду пришлось нарушить волю отца, который считал избранную сыном стезю сомнительной и недостойной настоящего горского мужчины.

Эсамбаев стал танцевать, чем принес славу себе, своей фамилии и всему чеченскому народу. Он пошел наперекор догмам, традициям и условностям и, тем не менее, стал признанным символом культурного возрождения Чеченской земли.

Махмуд Эсамбаев, посвящая себя творчеству, не оставался в стороне от общественной и политической жизни. Его неоднократно избирали депутатом Верховного совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. И, по свидетельствам современников, он ни в каком государственном органе не был пустой куклой, свадебным генералом. Свой статус и возможности он использовал на полную катушку, чтобы продвигать культурные и национальные проекты. А зачастую просто для того, чтобы помогать людям. Ни одну просьбу он не оставлял без внимания.

Великий артист активно участвовал в судьбах страны до самого завершения своей блистательной жизни. Символично, что он скончался в первые дни нулевых – 7 января 2000 года. Ему было 75. Махмуд Эсамбаев похоронен в Москве, на Даниловском кладбище.

Трудно, пожалуй, найти другую такую фигуру в истории чеченского народа. Его любят, уважают и чтят практически все чеченцы, каких бы взглядов и платформ они ни придерживались. Ведь все остальное – власть, политика, бизнес, идеологии – это то, что разъединяет людей. И только искусство объединяет нас.