Архитектурный беспредел

Совсем недавно, непонятно на каких основаниях, снесли дачу известного общественного деятеля и мецената Кирилла Яновского

СУХУМИ---В абхазском медиа-клубе «Айнар» прошел очередной круглый стол. На этот раз темой дискуссии стала «Архитектура Сухума конца XIX начала XX столетий и проблема ее сохранения». За круглым столом собрались абхазские и российские эксперты, правда, приглашенные на дискуссию городские и правительственные чиновники, к которым накопилось много вопросов по этой теме, в медиа-клуб не пришли. Так что свои опасения экспертам пришлось высказывать фактически друг другу и журналистам. Ни для кого не секрет, что проблема сохранения архитектурного наследия столицы сегодня стоит довольно остро.

Еще до начала дискуссии один из участников даже вспомнил слова Жванецкого: «Где бы вы могли увидеть старую Одессу? - На кладбище!» Что касается Сухума, то организаторы круглого стола также обозначали тревожный симптом – много памятников архитектуры было уничтожено еще в советское время, а затем в период войны 1992-93 годов. Однако самое страшное заключается в том, что памятники продолжают сносить и в наше время. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно, непонятно на каких основаниях, снесли дачу известного общественного деятеля и мецената Кирилла Яновского. Особняк был построен в начале прошлого века, и до последнего времени там располагалась седьмая школа.

«Дачу Яновского снесли, не сняв ее с охраны. В прошлом году таким же образом уничтожили еще одно историческое здание – это прямое нарушение закона об охране памятников», - рассказывает заведующий отделом архива Абхазского института гуманитарных исследований Анзор Агумаа.

Подобных примеров у него масса. Не менее печально обстоит дело и в области реставрации. Более тридцати исторических объектов находятся в аварийном состоянии. В основном же, ремонтные работы ведутся без реставрационных планов. Виктор Яндовский, главный архитектор реставрационного центра Всероссийского общества охраны памятников и культуры, согласился с тем, что это неприемлемо:

«Я недавно был в Германии – там то же самое. Идет подмена ценностей. Застраивается все американизированными домишками. Псевдореставрация, пластик. Что самое страшное я услышал – это работа без проектов. Как можно реставрировать то - не знаю что?!»


Ученый Олег Бгажба, в свою очередь, отметил, что беспорядок в этой сфере во многом обусловлен тем, что созданный градостроительный совет при администрации города не может реально влиять на сложившуюся ситуацию, так как его решения практически не имеют юридической силы. Иначе говоря, здесь нужно: во-первых, усовершенствовать законодательство; во-вторых, ужесточить контроль над его соблюдением. Плюс ко всему, сама общественность не должна обходить вниманием имеющиеся проблемы. В части усиления роли градостроительного совета член общественной палаты Арда Инал-ыпа с ученым согласилась. Но она убеждена, что в первую очередь не общественность, а сама власть должна стать инициатором наведения порядка в этой сфере:

«Почему только от общественности идет этот посыл? Мне непонятно. Есть люди, облеченные властью и имеющие специальное образование – от них мы почему-то тревожные сигналы не слышим. И это уже тогда тревожный для нас, горожан, симптом, если эта сфера в руках тех, кто не переживает по поводу беспредела, который у нас творится с историческим обликом города».


Участниками дискуссии был сделан следующий общий вывод – в первую очередь, специалистам необходимо создать подробный реестр исторических зданий и инициировать пересмотр законодательной базы в сфере культурного наследия.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия