ТБИЛИСИ---Аплодисментами в Тбилиси приветствовали американского историка Рональда Суни. На Южном Кавказе к его работам неоднозначное отношение.
Многие его книги затрагивают громкие исторические события в Грузии и Армении, например, армяно-азербайджанская резня столетней давности, или рассуждения о природе происхождения грузинского национализма.
Участники презентации ожидали, что и новая книга Рональда Суни получилась скандальной. В небольшой комнате собралось несколько десятков человек, в том числе и политики из правительственной партии.
Рональд Суни рассказывал о своей книге почти два часа, и уже после презентации в разговоре с друзьями удивлялся, что встреча прошла без эмоциональных выступлений. Прежде, бывало, ему приходилось вызывать полицию, чтобы покинуть обсуждение, не опасаясь за свое здоровье.
Спокойный тон нынешней презентации можно объяснить тем, что историю жизни Сталина в Тбилиси знают довольно хорошо, и поэтому новые факты из книги Суни многими воспринимались не как откровения, а всего лишь как дополнение к прошлым широко известным фактам.
Автор подчеркнул, что он работал над книгой о юношеских годах Сталина почти 25 лет. Несколько раз ему приходилось откладывать публикацию книги, поскольку становились известными новые факты из открываемых в годы перестройки и реформ архивов КГБ и Политбюро.
В грузинском архиве Суни нашел мемуары матери Сталина – Екатерины-Кеке Джугашвили. Американский историк так описывает личность этой женщины:
«Сталин как-то раз сказал своей дочери Светлане: «Меня бил не отец, а моя мать. И кроме меня, она била еще и отца». Кеке Джугашвили, оказывается, была очень сильной личностью, оказывающей серьезной влияние на жизнь Сталина. Он любил и уважал человека, который, вполне возможно, был самым суровым из них двоих».
Суни убежден, что главной заслугой матери Сталина заключается в том, что, несмотря на бедность семьи, ее сын не пошел по стопам отца и не стал чернорабочим на тбилисской обувной фабрике. Мать добилась, чтобы он поступил на учебу в духовное училище.
Годы, проведенные в тбилисской семинарии, по мнению Рональда Суни, стали ключевыми в процессе формирования личности будущего вождя.
Суни рассказывает, что в этом учебном заведении получали очень хорошее образование. Параллельно утвержденным русифицированным программам, студенты семинарии легко доставали запрещенную литературу.
В это же время Сталин примыкает к будущим большевикам, которые в основном были выходцами из семей рабочих. Более популярные в Грузии социал-демократы были тогда, как правило, из дворян, получившие образование за рубежом.
Классовая принадлежность толкнула молодого Сталина в ряды активистов, которые устраивали забастовки на тбилисских предприятиях.
Вопреки популярной версии о том, что будущий вождь в те годы был организатором грабежей и убийств, Суни утверждает, что Сталин напрямую не участвовал в этих преступлениях.
Суни пришел к выводу, что в дни захватов банков и широко известных покушений на чиновников, Сталина часто не бывало в Тбилиси, и он никогда не был причастен к ним напрямую.
Как рассказывает Суни, силовое подавление нескольких восстаний в Грузии в начале прошлого века легли в основу убеждения Сталина о факторе силы в противоборстве с оппонентами:
«Сталин тогда осознал идею, которую я называю «логикой войны». Революция – это не предвыборная кампания, когда ты пойдешь и мирно договоришься об изменении власти. Революция – это война. Сталин понял, чтобы стать победителем, ты обязательно используешь насилие».
По мнению Суни, другая важная черта, воспитанная в Тбилиси - это стремление Сталина всегда опираться на группу верных ему людей. Но предателей Сталин не прощал, в чем они сами не раз убеждались.