Люстрация в Грузии – опасный пример для России

В Кремле серьезно опасаются, что грузинский поворот к демократии может стать привлекательным примером для России

ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ---Обсуждение в парламенте Грузии в минувший четверг законопроекта «Хартия свободы» - о запрете советской символики, мерах по борьбе с терроризмом и люстрации лиц, сотрудничавших с КГБ, может иметь далеко идущие последствия. Депутатам грузинского парламента только кажется, что это исключительно внутреннее дело Грузии. Притом, что формально это действительно так, на самом деле такой закон, если он будет принят, вызовет негодование тех постсоветских режимов, которые чувствуют себя комфортно в состоянии вечной неустойчивости между европейской демократией и советским тоталитаризмом. Построив имитационную демократию, которую они могут называть суверенной, национальной или как угодно еще, узурпировавшие власть пронырливые политики обречены сочетать советские ценности с демократической фразеологией.

Решиться на что-нибудь одно они не могут. Пожертвовав советским наследием, они рискуют установлением в стране подлинной демократии, при которой не выживут. Пожертвовав демократической вывеской, они рискуют быть выброшенными из клуба цивилизованных стран и остаться на задворках третьего мира.

Именно поэтому инициатива Грузии по люстрации неизбежно вызовет взрыв негодования, и будет воспринята как дурной пример, прежде всего, в России. Когда подобные законы принимали страны Восточной Европы, можно было объяснять это пагубным влиянием близкого им Запада. Когда то же самое случалось в странах бывшей советской Прибалтики, это объясняли черной неблагодарностью «братских» народов, происками НАТО и балтийским национализмом. Но когда это случится в Грузии, объяснять будет нечем. Правда будет слишком очевидна – просто Грузия отказывается от своего советского прошлого, ставит на нем крест и закрывает пути для политической карьеры тем, кто мечтает о реставрации если не Советского Союза, то, хотя бы, советских порядков. Свалить все на ненавистного Михаила Саакашвили? Слишком неубедительно.

В Кремле серьезно опасаются, что грузинский поворот к демократии может стать привлекательным примером для России. Именно эти опасения толкают Кремль на поддержку сепаратизма и фактическую аннексию грузинской территории, на усилия по смещению президента Саакашвили и другие недружественные действия в отношении Грузии. Чтобы отвратить Россию от подобного сценария, Кремлю желательно ввергнуть Грузию в хаос, списав это, якобы, на неизбежный упадок, вызванный выбором демократического пути. Именно в этом состоит сегодня сверхзадача Кремля в отношении Грузии.

Законопроект «О люстрации» предусматривает установление должностных ограничений для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, а также бывших высших должностных лиц компартии и комсомола. Введение этого закона в действие создаст на ближайшие годы запас прочности для грузинской демократии, уменьшит возможности деструктивного влияния на Грузию извне.

Надо полагать, Кремль сделает все от него зависящее, чтобы закон не был принят, а будучи принятым, не исполнялся. К счастью, политические возможности Кремля не так велики. Остаются военные. Грузии всегда следовало опасаться своего северного соседа, но сейчас это становится особенно актуальным. Уровень опасности надо перевести в красную зону. Правда, повторить второй раз сценарий августа 2008 года будет уже не так просто. Это дает основание надеяться, что Грузия успешно сделает необходимые шаги по пути декоммунизации и станет оплотом европейской демократии на Кавказе.