Туризм в Грузии: на что делать ставку?

Город Сигнахи в регионе Кахети

ПРАГА--- Сегодня мы хотели бы поговорить о проблемах в сфере туризма в Грузии. Наши гости - профессор Константин Абуладзе, глава департамента экономики грузинского университета, и Инга Асатиани, менеджер по туризму агентства «Берика International».

Кети Бочоришвили: Константин, власти сегодня тратят немало сил и средств на развитие туризма в Грузии. Есть ли, на ваш взгляд, у государства четкий стратегический план развития этой сферы и знает ли оно, что идя по этому плану, Грузия сможет завоевать себе имя и серьезно поднять уровень экономики?

Константин Абуладзе: На мой взгляд, наконец, появилась политическая воля, и это самое главное. Но нам нужна государственная программа развития туризма, без этого нам не обойтись. На мой взгляд, эта государственная программа, в первую очередь, должна включать в себя правовую и нормативную базу. Надо сказать, что наш закон о туризме и курортах давно уже устарел. Нам нужна такая нормативная база, которая будет стимулировать развитие отрасли…

Кети Бочоришвили: Скажите, каким он должен быть, чтобы помочь развитию этой сферы?

Константин Абуладзе: Он должен создавать благоприятную среду. То есть в законе должны быть зафиксированы экономические отношения, которые существуют между производителем и потребителем туристического продукта. В этом законе непременно нужно отразить вопросы безопасности туризма и туристов. Это очень важно, и многие туристические фирмы обращают на это большое внимание. Нам надо закрепить это законодательно. Дальше нам нужно создать непрерывную систему подготовки кадров в сфере туризма, выработать приоритетные механизмы экономической и правовой поддержки туризма. Нам нужна, на мой взгляд, генеральная схема расположения туристических объектов и туристических зон…

Кети Бочоришвили: Я бы хотела спросить у Инги, вы чувствуете в своей работе то, что закон, на который вы должны опираться, несовершенен?

Инга Асатиани:
Вы знаете, я бы не сказала, что это сейчас как-то особенно влияет на поток туристов. Наверное, многие другие аспекты более существенны при конкретной работе. Например, отрицательная реклама тех же посольств, которые представлены в Грузии, которые советуют воздержаться своим гражданам от поездок к нам. Несколько месяцев тому назад некоторые представители сделали такие заявления для граждан своих стран. Турист всегда обращает внимание на то, какую он информацию получает о той стране, куда он собирается ехать. То есть, реклама, информация, которые идут о стране - это, естественно, очень сильно влияет на поток туристов. Что касается законодательных проектов... Может быть, я не совсем компетентна в этом вопросе, но я могу сказать с точки зрения тех компаний, которые занимаются приемом туристов. Компания, которая работает в этой сфере, освобождена от большого количества налогов. Я могу сказать, что закон поощряет работу в этом направлении. Фактически ты занимаешься экспортом.

Кети Бочоришвили: Лично мне кажется, что власти делают ставку не на достопримечательности, не на памятники культуры, не на какие-то природные красоты, даже не на грузинскую кухню и вино, а на какую-то, ну может быть, бутафорную сторону составляющих туризма. Сколько бы фешенебельных и эффектных гостиниц ни строили, какие бы фонтаны ни ставили, какие бы красивые названия ни давали городам, мы, говоря языком критиков, не станем новым Сан-Тропе.

Константин Абуладзе: Соглашусь полностью с вашим мнением и еще дополню. Нынче бытует такое мнение, что для развития туризма надо только строить гостиницы, и этого достаточно. Этого не достаточно. Так легко невозможно конкурировать с мировыми известными курортами – такими, как Ницца, Сан-Тропе и прочие. Поэтому надо настраиваться на более серьезный лад, на более глубокий, системный подход. Я глубоко убежден в том, что нужна государственная программа. Одно ведомство не сможет. То, что мы с налогами решили какие-то вопросы, это все хорошо, но законодательство - не только налоги. Налоговый кодекс, конечно, способствует развитию отрасли, но, вместе с тем, есть очень много других вопросов. Допустим, инфраструктура – это очень емкая вещь. Она начинается с общественных туалетов. И я должен об этом сказать, потому что этот вопрос мы никак не смогли сдвинуть с мертвой точки. Причем диапазон такой: от общественных туалетов и до международного аэропорта. Мы тбилисский аэропорт называем международным. Правильно, там у нас есть международные рейсы. Но в туризме сейчас туристическим самолетом считается Боинг-747. На нем несколько лет тому назад прилетал к нам президент Америки. Так вот этот Боинг посадили с тремя двигателями, четвертый двигатель летчики выключили. Они пошли на такой риск. Если бы они сели на четырех двигателях, тогда президент Америки оказался бы в совсем другом месте. Не в Тбилиси, а немножко дальше от него. У нас нет такой взлетно-посадочной полосы, которая принимала бы этот туристический самолет, который вмещает 400-500 человек, туристов. Так вот, я этим примером просто хотел бы показать весь диапазон: от общественных туалетов до аэропорта, и многие другие вопросы. Это вопросы транспортной, учебной, информационной, научной, торговой, производственной инфраструктуры. Вот ими нам надо системно заниматься.

Кети Бочоришвили: Инга, я хотела бы тогда спросить у вас, а может быть, пока что сделать ставку без больших претензий и заявок на среднюю социальную прослойку туристов из соседних стран: из Азербайджана, Армении, особенно усиленный поток которых наблюдается в последние годы? Может быть, пока не замахиваться на что-то большое? Скажите, поток из этих стран увеличился, например, через ваше агентство?

Инга Асатиани: Поток из этих стран увеличился за последние годы. И особенно большой поток идет в летние месяцы в регион Аджария. В зимние месяцы - это, конечно, Бакуриани и Гудаури. Я думаю, что замахиваться на другие страны мы могли бы и должны. Я считаю, единственное, что нам для этого сейчас не хватает - это трехзвездочных отелей. У нас есть большой разрыв между тем, что мы можем предложить в отелях. Это те же пятизвездочные отели или же маленькие отели, которые, в принципе, уже работают на довольно-таки нормальном европейском уровне. Что касается развития, то у нас есть и исторические памятники, и то же вино. Я считаю, что это все туристический продукт. Просто нужно все это уметь упаковать и уметь это преподнести.