Итак, свершилось!
Наконец-то хоть кто-то из нашего кинематографического сообщества покорил Америку.
Грузинский режиссер Гела Баблуани снял фильм в Голливуде. По-настоящему, по-серьезному. Не в какой-нибудь альтернативной снобистской студии с начинающими или, наоборот, уходящими актерами. Не в качестве помощника или хотя бы автора сценария.
Фильм «13» - образцовый, настоящий голливудский фильм. «Образцовый» - в хорошем смысле слова. Один только набор актеров наглядно свидетельствует о том, что молодой грузинский режиссер, работающий во Франции, сумел, как у нас принято говорить, «выйти в дамки». В «13» играют великий и ужасный Микки Рурк, штатный злодей Голливуда Рэй Лиотта, главный драчун и «перевозчик» 21-го века Джейсон Стэтхем, рэпер 50cent, англичанин Рэй Уинстон, запомнившийся яркой ролью Француза, подельника мафиози Фрэнка Кастелло, в оскароносном фильме Мартина Скорсезе «Отступники» и др.
В общем, наш парень оказался на вершине горы.
Гела Баблуани сделал ремейк собственного одноименного фильма. Гораздо более скромного, снятого без особых изысков, без звезд, без имени, и без репутации.
Сама идея сценария не нова – это «русская рулетка», о которой снято немало фильмов, успешных и не очень.
Однако «13», даже в непритязательном грузино-французском варианте, получился впечатляющим и привлек внимание голливудских продюсеров.
Это событие имеет особое значение на фоне вялотекущего кризиса, в котором пребывает грузинский кинематограф. Собственно говоря, осмелюсь озвучить крамольную мысль – достоинства нашего кино, даже в благополучные советские времена, были значительно преувеличены. Если как следует разобраться, то грузинские режиссеры сняли 10-15 хороших фильмов – «Голубые горы», «Покаяние», «Чудаки», «Солнце неспящих», ну, максимум, еще с десяток. Все остальное – это хлам, целью которого являлось освоение и распил бюджетных денег.
Грузинский кинематограф периода независимости – это отдельная история.
Как правило, в последние 20 или даже 30 лет в Грузии в основном снимают 3 типа фильмов.
Первый – это бесконечные криминально-наркоманские истории, провинциальные «Однажды в Америке» и укороченные варианты «Бригады». Иногда возникает такое ощущение, что наши молодые «кинематографисты» страдают отсутствием элементарной фантазии и могут снимать только то, что видят в своих зачуханных подъездах. Аргумент «они снимают о жизни» - это просто оправдание своей бездарности. Кино всегда должно стоять немного над жизнью. Иначе бы Голливуд снимал фильмы только об афроамериканских наркоторговцах, говорящих «мазафака» и смолящих травку в огромных лимузинах. Тоже ведь жизнь.
Второй тип фильмов – это полная противоположность. Светское кино с нарядными девицами и гламурными парнями, с беконечными глупыми диалогами, скучными вечеринками и т.д. По уровню дегенератизма светское грузинское кино вполне может состязаться с криминально-наркотическим.
И, наконец, третья категория – т.н. элитное кино. Это когда режиссер ставит перед собой цель все запутать, замутить и загнуть. Да так, чтоб никто ничего не понял. И, после просмотра, наслаждаться сладкоголосыми речами знакомых снобов – «ах, какой кадр», «ах, это так оригинально», «ах, какой свежий взгляд» и т.д.
Именно на этом тусклом фоне «13» - первый, грузино-французский вариант – выделялся некой свежестью и еще тем, что фильм по сути не был грузинским. Несмотря на то, что в нем снялась почти вся артистическая родня Гелы Баблуани, в «13» описывалась история, которая могла произойти где угодно, а не только в центральной части Тбилиси.
«13» - это история неудачника, который попал в жуткую передрягу вместо другого такого же неудачника. История старая как мир, и характерная для всех стран – бедных, богатых, и даже супербогатых.
Будем надеяться, что успех Баблуани сподвигнет наших «кинематографистов» хоть иногда отрываться от созерцания собственного уродливого отражения в зеркале и понять, что достоинство кино не только в том, чтоб изображать жизнь без прикрас. В конце концов творческое начало и фантазию пока еще никто не отменял.
А Гелу Баблуани можно только поздравить с таким признанием. Теперь все зависит от него самого.
Голливуд его принял.
Наконец-то хоть кто-то из нашего кинематографического сообщества покорил Америку.
Грузинский режиссер Гела Баблуани снял фильм в Голливуде. По-настоящему, по-серьезному. Не в какой-нибудь альтернативной снобистской студии с начинающими или, наоборот, уходящими актерами. Не в качестве помощника или хотя бы автора сценария.
Фильм «13» - образцовый, настоящий голливудский фильм. «Образцовый» - в хорошем смысле слова. Один только набор актеров наглядно свидетельствует о том, что молодой грузинский режиссер, работающий во Франции, сумел, как у нас принято говорить, «выйти в дамки». В «13» играют великий и ужасный Микки Рурк, штатный злодей Голливуда Рэй Лиотта, главный драчун и «перевозчик» 21-го века Джейсон Стэтхем, рэпер 50cent, англичанин Рэй Уинстон, запомнившийся яркой ролью Француза, подельника мафиози Фрэнка Кастелло, в оскароносном фильме Мартина Скорсезе «Отступники» и др.
В общем, наш парень оказался на вершине горы.
Гела Баблуани сделал ремейк собственного одноименного фильма. Гораздо более скромного, снятого без особых изысков, без звезд, без имени, и без репутации.
Сама идея сценария не нова – это «русская рулетка», о которой снято немало фильмов, успешных и не очень.
Однако «13», даже в непритязательном грузино-французском варианте, получился впечатляющим и привлек внимание голливудских продюсеров.
Это событие имеет особое значение на фоне вялотекущего кризиса, в котором пребывает грузинский кинематограф. Собственно говоря, осмелюсь озвучить крамольную мысль – достоинства нашего кино, даже в благополучные советские времена, были значительно преувеличены. Если как следует разобраться, то грузинские режиссеры сняли 10-15 хороших фильмов – «Голубые горы», «Покаяние», «Чудаки», «Солнце неспящих», ну, максимум, еще с десяток. Все остальное – это хлам, целью которого являлось освоение и распил бюджетных денег.
Грузинский кинематограф периода независимости – это отдельная история.
Как правило, в последние 20 или даже 30 лет в Грузии в основном снимают 3 типа фильмов.
Первый – это бесконечные криминально-наркоманские истории, провинциальные «Однажды в Америке» и укороченные варианты «Бригады». Иногда возникает такое ощущение, что наши молодые «кинематографисты» страдают отсутствием элементарной фантазии и могут снимать только то, что видят в своих зачуханных подъездах. Аргумент «они снимают о жизни» - это просто оправдание своей бездарности. Кино всегда должно стоять немного над жизнью. Иначе бы Голливуд снимал фильмы только об афроамериканских наркоторговцах, говорящих «мазафака» и смолящих травку в огромных лимузинах. Тоже ведь жизнь.
Второй тип фильмов – это полная противоположность. Светское кино с нарядными девицами и гламурными парнями, с беконечными глупыми диалогами, скучными вечеринками и т.д. По уровню дегенератизма светское грузинское кино вполне может состязаться с криминально-наркотическим.
И, наконец, третья категория – т.н. элитное кино. Это когда режиссер ставит перед собой цель все запутать, замутить и загнуть. Да так, чтоб никто ничего не понял. И, после просмотра, наслаждаться сладкоголосыми речами знакомых снобов – «ах, какой кадр», «ах, это так оригинально», «ах, какой свежий взгляд» и т.д.
Именно на этом тусклом фоне «13» - первый, грузино-французский вариант – выделялся некой свежестью и еще тем, что фильм по сути не был грузинским. Несмотря на то, что в нем снялась почти вся артистическая родня Гелы Баблуани, в «13» описывалась история, которая могла произойти где угодно, а не только в центральной части Тбилиси.
«13» - это история неудачника, который попал в жуткую передрягу вместо другого такого же неудачника. История старая как мир, и характерная для всех стран – бедных, богатых, и даже супербогатых.
Будем надеяться, что успех Баблуани сподвигнет наших «кинематографистов» хоть иногда отрываться от созерцания собственного уродливого отражения в зеркале и понять, что достоинство кино не только в том, чтоб изображать жизнь без прикрас. В конце концов творческое начало и фантазию пока еще никто не отменял.
А Гелу Баблуани можно только поздравить с таким признанием. Теперь все зависит от него самого.
Голливуд его принял.