ПРАГА---Изоляционистские настроения существуют не только в Южной Осетии, но и в Абхазии. Мы поговорили на эту тему с главным редактором газеты «Чегемская правда», нашим постоянным комментатором Иналом Хашигом.
Дэмис Поландов: Насколько в Абхазии распространены подобные настроения? Я имею ввиду и в политической среде, и в обществе.
Инал Хашиг: Вопрос Женевских переговоров: участвовать или не участвовать в них, уже давно обсуждается как в абхазском экспертном сообществе, так и внутри самой абхазской власти. Единого мнения пока нет. Но, если, допустим, еще год назад большинство и экспертов, и политиков склонялись к тому, что все-таки надо участвовать в Женевских переговорах, так как это единственная площадка на сегодняшний день, на которой абхазская сторона может напрямую доводить непосредственно свои мысли, свое мнение до Евросоюза, до США, до мирового сообщества, то сейчас все-таки склоняется к тому, что Женевский переговорный процесс - этап, который можно, в принципе, перешагнуть и закрыть эту страничку, как один из этапов грузино-абхазских переговоров. Есть всеобщее понимание, что Женевские переговоры абсолютно нулевые по своей результативности. С другой стороны, есть мнение, что лучше уж немного переждать, а потом, рано или поздно, появится какая-то более удобная и комфортная площадка, которая будет отвечать существующим реалиям. А не так, как, допустим, того хочется грузинской стороне.
Дэмис Поландов: А в обществе нет тенденции к изоляционизму? Вот есть Россия, которая защищает Абхазию. И, как бы поставить "бетонную стену", полностью отдаться России в этом вопросе и все.
Инал Хашиг: Если брать обычного среднестатистического человека, то он, конечно же, далек от всяких таких тонкостей и нюансов. И, естественно, он больше дальтоник: он видит черное и белое, и, может быть, какие-то оттенки серого. Если исходить из той информации, которую он слышит и видит, о том, что Грузия явный враг, есть страны, которые абсолютно поддерживают грузинскую сторону, то он видит, что эти Женевские переговоры ни к чему не приводят. Об этом говорят представители абхазской власти, участвующие на этих переговорах. Конечно же, они сейчас больше склоняются к тому, что все-таки переговоры не нужны. Я бы не сказал, что все абхазское общество только и делает, что думает: быть или не быть Женевским переговорам. Уровень отношения вообще ко всем этим переговорам не соизмерим с тем, что было, допустим, лет пять или десять назад, когда каждый абхазский крестьянин знал, что там происходит, на грузино-абхазских переговорах, допустим, при посредничестве миссии ООН. Сейчас такого ажиотажа абсолютно нет.