Православное политбюро

Тенгиз Аблотия

В последнее время Русская православная церковь активизировалась в Абхазии и ЮО, как на уровне заявлений ее высших чинов, так и конкретных действий. Ситуация напоминает то, как действовала российская власть в отношении этих территорий до августа 2008 года – юридически не признавала, но фактически взяла их под свое крыло. Теперь то же самое делает и РПЦ - стиль один и тот же.
В этом свете особую важность приобретает вопрос о взаимоотношениях церквей Грузии и России.

Сегодня, даже после российско-грузинской войны, у нас в стране бытует представление о некоем религиозном братстве между нашими странами. Русская православная церковь воспринимается многими нашими согражданами как институт, который сохранил положительное отношение к Грузии. И именно единоверие является той основой, на которой можно в перспективе надеяться на улучшение отношений между странами.

Однако, в реальности все обстоит совсем иначе. Большинство наших граждан не подозревают, что именно РПЦ является основой российских имперских амбиций и церковь всегда верно служила политикам всех мастей, от белых до красных.
Многие тут же вспомнят неблаговидную роль российской церкви в советское время, когда она была напичкана агентами КГБ всех мастей.

Но советский период - это только часть айсберга.

Если вникнуть глубже, то очевидно, что имперское сознание в России основано на известном принципе «Москва - третий Рим». Суть этой концепции в том, что Россия является носителем истинной веры и она обязана нести цивилизацию и правдивое слово всему миру. Вопросов о том, как может нести свет миру страна, которая сама погрязла в темноте, не возникает. Мессианство, как правило, редко бывает прагматичным.

Идея «Москва третий Рим» возникла именно в Русской православной церкви. Сейчас идут споры о том, кто был ее родоначальником – митрополит Зосим или старец Филофей. Спорить об этом можно долго и бесконечно. Неоспоримо одно - концепция, материализированным выражением которой являются российские танки в Ахалгори, появилась именно в русской православной церкви. Именно той, о единоверности с которой поют трогательные песни наши глупцы, как в рясе, так и без нее.

Таким образом, мы можем сегодня сказать: если Россия противник Грузии, то российская православная церковь, которая и сегодня является надежной опорой империи, противник вдвойне.

На этом фоне особенно возмутителен тот факт, что грузинская церковь по-прежнему находится под сильнейшим влиянием РПЦ – скорее всего это связано с тем, что многие из грузинских церковников получили образование в России. Кроме того, добавляется характерная для православия склонность к самоизоляции и лютая, почти болезненная, ненависть к другим христианским конфессиям, в особенности к католикам.

Очень многие грузинские священнослужители убеждены в том, что Запад уже решил все свои многочисленные проблемы и теперь намерен заняться самым-самым главным – уничтожением истинной веры и национальной самоидентификации в Грузии. Делать, видимо, американцам и европейцам больше нечего.

До боли знакомая риторика. Ничего не напоминает?

Когда я слышу в Грузии глупейшие разговоры о том, что весь мир борется с православием, что Западом управляют евреи и масоны, что католики – сатанисты, за всем этим бредом четко виден русско-православный хвост.

Эта идеология крайне опасна для Грузии, так как изоляционизм не принесет стране ничего хорошего.

Разумеется, я не могу привести никаких доказательств, но убежден, что Русская православная церковь крайне заинтересована в победе идей закрытости в Грузии.

И пусть никого не вводит в заблуждение отказ РПЦ признавать независимость Абхазии и ЮО. Это абсолютно прагматичный и продуманный шаг. Из-за него Грузинская православная церковь не может признать автокефалию Украинской православной церкви.

Такой вот обмен – 100 тыс. абхазов и осетин взамен на 15 млн. прихожан УПЦ.

Неплохая сделка. Как раз в духе Российского православного политбюро.