Новое общественное движение начинает работу в регионах Грузии

Каха Кукава

ТБИЛИСИ--Политическое объединение «Национальный совет» сегодня объявило о том, что сменило свое название на «Национальный союз». Впрочем, изменение не только в названии. Раньше в совете были две партии – Партия народа и Консервативная партия, а сегодня к ним добавилось и движение «Свободная Грузия».

В начале дня тбилисские журналисты никак не могли разобраться в ситуации. Ходили слухи, что Каха Кукава, ближайший соратник Звиада Дзидзигури, лидера Консервативной партии, откололся от партии и создал новую. Однако на брифинге в офисе консерваторов Звиад Дзидзигури, Каха Кукава и лидер Партии народа Коба Давиташвили все расставили по своим местам: оказалось, что на Каху Кукава возложили руководство новым объединением – «Национальным союзом», объединившим народников, консерваторов и «Свободную Грузию».

По сути, речь идет о том, что Консервативная и Народная партии решили интегрироваться еще теснее: они не только переберутся в один офис, но и, как заявил Звиад Дзидзигури, объединят и финансовые средства, и людские ресурсы. Кроме того, по словам лидера консерваторов, обе партии начнут активно работать с регионами.

По словам лидера Партии народа Кобы Давиташвили, ахиллесова пята оппозиции – это работа в регионах. Партия власти, наоборот, получает традиционно большинство голосов именно в регионах, особенно в местах компактного проживания нацменьшинств. Это логично: ведь партия власти представлена в органах местного самоуправления, кроме того, у нее широкая сеть первичных партийных ячеек, на содержание которых выделяются немалые средства. Теперь Давиташвили хочет поменять эту ситуацию:

«Во всех регионах должны быть наши представители! Мы работаем с представителями национальных меньшинств и собираемся укреплять эти связи».

Специально для работы с регионами и был создан координационный орган двух объединений: общественное движение «Свободная Грузия». Ее лидер Каха Кукава говорит:

«Мы ведем борьбу три года, у нас были ошибки, и мы не желаем их повторять! Поэтому мы хотим привнести свежую кровь в наши ряды – за счет молодежи, а также усилить работу в регионах».

Интересно, что инициатива работы с нацменьшинствами исходит от лидеров двух партий, которые воспринимаются как традиционные защитники этнической обособленности грузин. Однако, как говорит политолог Сосо Цинцадзе, времена резко изменились.

По мнению Цинцадзе, приход оппозиционеров в регионы не решит всех проблем по интеграции нацменьшинств. Политолог указывает, что если в Марнеули азербайджанское население просто получит шанс проявить свою активность, то в армянском регионе Джавахети требования местного населения выходят гораздо дальше того, что им может дать грузинское государство.

«Требование автономии и придание армянскому языку статуса регионального – это нереально сегодня для Грузии», - говорит Цинцадзе.

На взгляд политолога, сегодня приход оппозиционных партий в регион не изменит отношения местных армян к Грузии. Впрочем, Цинцадзе согласен с тем, что партии должны, наконец, выйти из Тбилиси и заняться серьезной работой.

Однако встает вопрос, откуда брать средства на работу с избирателями? Консерваторы и Партия народа провели своих представителей в органы местного самоуправления, так что теперь они получают часть денег из бюджета. Но этого недостаточно, говорит Коба Давиташвили, и нужны другие источники. Однако предприятия не очень охотно поддерживают оппозицию:

«Предприятия подвергаются очень большому давлению со стороны власти. Тем не менее, мы попытаемся провести фандрайзинг, и сделаем это открыто. Мы ознакомим бизнесменов с нашими принципами и наверняка найдем источники», - говорит Коба Давиташвили.

По мнению Сосо Цинцадзе, поиск фондов – не столько проблема злоупотребления властью, сколько проблема самих партий:

«Политические партии не имеют твердо установившегося электората. Вот выйдите на улицу и задайте такой вопрос любому прохожему: какая разница между допустим политической линией консерваторов и республиканцев, республиканцев и новых правых, или партии Аласания, чем они отличаются? Никто не сможет дать внятный ответ», - заявил политолог Сосо Цинцадзе.