МОСКВА---Чечня становится все более закрытой для журналистов территорией. Информация оттуда жестко контролируется местными властями, которые внимательно следят за тем, чтобы в СМИ не просочились сообщения о событиях, которые подпортили бы образ самой безопасной и бурно развивающейся республики. Эту репутацию уже длительное время старается, хотя и не слишком успешно, сформировать чеченское руководство.
Если смотреть на заголовки новостей, самое опасное место в Российской Федерации – это Москва. Потому что все новости начинаются с сообщений об избиении Олега Кашина. Если смотреть не на заголовки, а на то, что на самом деле происходит, в Москве тоже небезопасно, потому что, например, число похищений жителей Кавказа в центральном регионе России стало за последние недели двухзначным. Из Чечни новостей почти нет, по крайней мере, в сводках.
Но, тем не менее, вот несколько сообщений: ночью 9 ноября, на федеральной автотрассе «Кавказ» в Ачхой-Мартановском районе, на перекрестке дорог Самашки-Ачхой-Мартан, сотрудниками силовых структур был похищен 24-летний житель Ачхой-Мартана Хаджимурат Ахтоханов. Молодого человека высадили из автомашины и увезли в неизвестном направлении. В связи с этим, жители района протестуют против одной из местных силовых структур, так называемой 7-ой роты, которая действует в этом западном районе Чечни. Замечу, что это редкий случай, когда люди не только обращаются к правозащитникам, но и организуют какие-то публичные протесты. Они редко вообще куда-то обращаются.
Но вот результат одного из таких обращений, когда человек был фактически спасен. Напомню, мы уже сообщали об истории Ислама Умарпашаева, который был похищен 11 декабря прошлого года, прожил несколько месяцев в неизвестности, и был освобожден только благодаря обращению родственников к правозащитникам и вмешательству Европейского суда по правам человека. Теперь Нижегородский комитет по предотвращению пыток старается расследовать это дело. Собственно, и следственный комитет расследует это дело. Только структуры, размещающиеся в Чечне, почему-то не желают расследовать преступление, совершенное в этом регионе. И даже защита свидетелей, которая была обеспечена Исламу Умарпашаеву и его родственникам, на самом деле, лишь старалась давить на родственников, чтобы Ислам Умарпашаев отозвал свое заявление из Европейского суда по правам человека. И вот теперь, уже после почти годичной работы по этому делу, Нижегородский комитет против пыток распространил заявление, в котором говорится об окончательной невозможности расследовать это дело в пределах Южного федерального округа, в пределах Чеченской Республики. Нужно менять подследственность – это единственный способ добиться правосудия.
Впрочем, сообщения об этом в московских средствах массовой информации не было. Равно как, например, и о том, что в Грозном 4 ноября прошла забастовка работников организации «Спецстрой», занятой восстановлением жилого фонда города Грозный. Представители «Спецстроя» бастовали и в прошлые годы, только сообщения об этом доходили до средств массовой информации - до газет и даже до телевидения. Теперь же - отдельная строчка в Интернете, ничего больше. Чечня остается по-прежнему самым безопасным и самым процветающим субъектом Российской Федерации, если, разумеется, верить заголовкам новостей.