Провал «Революции двоечников»

Но если во время первой акции еще звучали просительные интонации, то уже через несколько дней претензии учащихся приобрели характер тихого протеста против действий властей (фото Левана Херхеулидзе)

ТБИЛИСИ--Неделю назад несколько сотен учеников выпускных классов собрались перед парламентом, требуя отменить аттестационные экзамены. Спустя неделю мало кто из них готов еще раз выйти на улицу.

Ученице тбилисской частной школы Ани Мусхелишвили 17 лет. Она - одна из трех основателей движения выпускников против аттестационных экзаменов, которое с легкой руки Михеила Саакашвили получило название «революции двоечников».

Началось все в сентябре, когда они создали группу в Facebook. Первое время школьники просто обсуждали, как разбираться с новыми выпускными экзаменами.

Позже, когда в группе собралось около пяти тысяч человек, организаторы предложили выйти на улицу. Они назначили место и время акции. К парламенту пришло несколько сотен учеников.

«У нас была большая надежда, что если на акцию выйдет много ребят, то нас послушают. Я не могу сказать, что у нас были требования, это слишком резко звучит. Просто появилась необходимость, чтобы правительство нас выслушало. Это не было категоричным требованием, это была просьба», - говорит Ани Мусхелишвили.

Но если во время первой акции еще звучали просительные интонации, то уже через несколько дней претензии учащихся приобрели характер тихого протеста против действий властей.

Через несколько часов после митинга в Министерство образования вызвали директоров восьми тбилисских школ, ученики которых вышли к парламенту. Им предложили написать заявление об уходе.

«Нас вызвали в министерство, потому что думали, что 12-классники из наших школ были на акции. Нам сказали, что если наши ученики действительно там были, то такие директора не должны продолжать работать в школе», - сказала Майя Гиоргадзе.

В отличие от семи других директоров, Майя Гиоргадзе отказалась подавать заявление об уходе. Она пыталась доказать, что ее учеников на акции не было.

Уже через день, когда в ее школу пришла генинспекция, Майе стало плохо, и ее пришлось госпитализировать. Ее родным передали, что в ее интересах уволиться по собственному желанию, «иначе будет хуже».

Случай с директорами широко обсуждают в грузинских средствах информации. Но почти ничего не известно о том, что же произошло с учениками, которые митинговали перед парламентом. А случилось следующее: уже на следующий день после акции власти потребовали, чтобы несколько тбилисских школ предоставили списки всех 12-классников, которые в день митинга отсутствовали на уроках.

Это затронуло и тех учеников, которые в акции не участвовали. Один из них - Зураб из школы в старом городе. Рассказывает его мать Нино Бекиашвили:

«В тот день, когда была акция, мой сын пропустил школу, он лежал дома больной гриппом. На второй день позвонила классная руководительница, и сказала, что в школу зашла госбезопасность, и требует сведения о детях, которые не были в школе, были ли они на митинге или нет».

Проверки коснулись и организаторов акции. По словам Ани, двум ее друзьям детства, с которыми она начинала это движение, пришлось отойти от дел. Им пригрозили, что «их как парней накажут по-мужски».

Параллельно из Facebook начали пропадать их «боевые товарищи». О том, что с ними происходило, рассказывает Ани Мусхелишвили:

«Им угрожали, что их выгонят из школы, и они вообще останутся без аттестата. Угрожали, что их родителей уволят с работы. Вы же сами, думаю, понимаете, какие события происходят. Мы же дети - что бы там ни было, мы сами все самостоятельно не сумеем сделать».

Через день после акции около парламента собралось только 20 учеников. Их лица закрывали медицинские маски. И если раньше школьники легко называли журналистам свои имена и номера школ, то теперь мало кто соглашался давать комментарии.

Так и закончилась «революция двоечников».