Недоперезагрузка Обамы

Скажется ли новый расклад на российско-американской «перезагрузке» в целом и на таком важном направлении этого процесса, как Большой Кавказ?

МОСКВА---В то время как США и Россия пытаются «перезагружать» свои двусторонние отношения, законодательную ветвь американской власти основательно «перезагрузили». После промежуточных выборов в Конгресс США (избиралась Палата представителей и одна треть Сената) президент Барак Обама, комментируя результаты, употребил для их оценки жаргонное слово shellacking, В Штатах так обычно оценивают разгромные поражения спортивных команд по бейсболу, баскетболу или американскому футболу. В самом деле, в нижней палате Конгресса демократы потеряли 64 места, а в верхней палате они лишились семи голосов. Скажется ли новый расклад на российско-американской «перезагрузке» в целом и на таком важном направлении этого процесса, как Большой Кавказ?

Особое волнение за это направление оправдано по многим причинам. Именно события на Кавказе в августе 2008 года стали катализатором самого сильного охлаждения отношений между США и РФ за весь период после распада Советского Союза. Конечно, и раньше были "развороты самолета над Атлантикой", жесткие споры по поводу Боснии и Косово, Ирака. Но Грузия предельно жестко обозначила противоречия между нашими странами. Во-вторых, республиканцы обеспечили себе успех посредством критики внешней политики Барака Обамы. Конечно же, ее критиковали не только за Кавказ, но в случае с Кавказом она была представлена как уступка России. Вот как оценивает политику нынешней администрации ведущий эксперт фонда «Наследие» (консервативной аналитической структуры, близкой республиканцам) Ариэль Коэн: «Например, администрация Обамы настолько внимательно прислушивается к жалобам Москвы, что, по словам грузинского руководства, США им перестали поставлять даже элементарное оборонительное оружие».

Близкие к республиканцам СМИ говорили о том, что Обама фактически смирился с оккупацией Грузии и выигрышем России в августе 2008 года. В-третьих, у республиканцев в Москве непростая репутация именно на кавказском направлении. Августовские события в Южной Осети пришлись аккуратно на пик избирательной президентской кампании, в которой выдвиженец этой партии Джон Маккейн жестко и последовательно критиковал Москву, у российской власти сложилось весьма осторожное отношение к этой части американского политического спектра. Вспомним, как в августе 2008 года Джон Маккейн заявлял: «Мы все теперь грузины». Теперь его сторонники заметно укрепили ряды в Конгрессе. В то же время за прошедшие два года их любовь к России не выросла, а симпатий к Грузии не стало меньше.

Не будем также забывать, что администрация (Белый дом и Госдеп) так или иначе будут вынуждены реагировать на итоги выборов. А это значит, что определенные лозунги и идеи своих оппонентов президент Обама и его команда будут заимствовать. Речь, конечно же, не о дословном копировании, но об использовании аргументов для нейтрализации критики. В этой связи вряд ли случайным выглядит интервью Филиппа Гордона, заместителя госсекретаря США Радио Свобода вскоре после оглашения итогов голосования. Напомним, что Гордон курирует в Госдепе кавказскую политику. В своем выступлении он дал крайне жесткие оценки действиям России, «оккупирующей территорию суверенного государства».

Однако на другой чаше весов оказываются иные соображения. Начнем с более общих. Поражение президентской партии на выборах в Конгресс - не уникальный исторический случай. Можно вспомнить разгромное поражение демократов на выборах 1994 года, после чего тогдашний президент США Билл Клинтон сумел перестроить свои ряды и нанести республиканцам поражение на президентских выборах в 1996 году, обеспечив себе вторую легислатуру, а значит и возможность для проведения своего внешнеполитического курса. В 2010 году Обама проиграл, но у него по-прежнему есть сильные позиции в Сенате. Да и исполнительная власть в его руках, а значит такие приоритеты, как «перезагрузка» не будут просто сняты с повестки дня. Поэтому, несмотря на неизбежные сложности, которые могут возникнуть в ближайшее время, драматизировать ситуацию не стоит.

Помимо Грузии (самого сложного вопроса двусторонних отношений), кавказская повестка дня России и США включает и другие вопросы, по которым кооперация признавалась благожелательной даже в "холодном 2008 году". К числу таковых относится Нагорный Карабах, проблема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и армяно-турецкое примирение. По этим темам Вашингтон даже после "пятидневной войны" демонстрировал подчеркнутую благожелательность. Помимо чисто кавказских сюжетов, у Вашингтона есть интерес к Москве, который не позволит ему слишком перегибать палку в отношении Грузии. Любая американская администрация (а также любой состав Конгресса) не смогут игнорировать роль Москвы в Афганистане, Центральной Азии, на иранском направлении. Что же касается консервативных республиканцев, то по части нелюбви к исламскому фундаментализму они дадут много очков демократам. И здесь есть почва для кооперации (взять хотя бы ситуацию на Северном Кавказе). Надо также понимать, что предвыборная риторика и реальная политика – не одно и то же. Вспомним хотя бы, как Обама обещал признать геноцид армян в Османской империи!