ЛИССАБОН--ПРАГА---Лидеры альянса на проходящем в Лиссабоне саммите практически единогласно утвердили доктрину, которая определит принципы развития организации на ближайшие десять лет, наметит ее основные задачи и обозначит главные угрозы безопасности для стран альянса. В концепции, в первую очередь, сделан упор на новые угрозы: появились такие термины, как страны-изгои, международный терроризм и кибер-атаки.
В документе зафиксированы направления сотрудничества НАТО с Россией, Украиной и Грузией. И, если развитие отношений между Россией и НАТО имеют для альянса важнейшее значение, то по отношению к Грузии в доктрине НАТО говорится, что североатлантическое объединение приветствует стремление Грузии стать членом НАТО и будет строить отношения с Тбилиси на основе решения Бухарестского саммита 2008 года.
Как говорят европейские эксперты НАТО, альянс занял довольно неопределенную позицию по отношению к Грузии. Хотя президент Франции Николя Саркози сегодня заявил журналистам, что Украина и Грузия имеют возможность стать в дальнейшем членами НАТО, но проблемы Абхазии и Южной Осетии по-прежнему существуют. “Напомню, что мы стремимся принимать в НАТО те страны, которые урегулировали свои проблемы с границами. Мы отнюдь не собираемся импортировать внутрь НАТО проблемы. Нам и так их уже достаточно много пришлось урегулировать”, - сказал Саркози.
Вчера ночью на полях саммита состоялась встреча президентов Грузии и США. После чего президент Барак Обама заявил, что США поддерживают суверенитет и территориальную целостность Грузии. Президент США выразил благодарность Грузии за огромный вклад в реализацию международной миссии в Афганистане.
А вот второй день Лиссабонского саммита начался с обсуждения стратегии альянса в Афганистане, где вместе с лидерами стран, чьи военнослужащие участвуют в миссии НАТО, принял участие и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Ранее заявлялось о том, что до конца 2014 года афганским властям будет постепенно передана ответственность за обеспечение безопасности в стране, хотя Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен предложил остаться столько, сколько потребуется, и параллельно начать процесс передачи полномочий афганским силам в северных провинциях страны, где относительно спокойно. НАТО будет продолжать оказывать помощь Афганистану по линии подготовки военнослужащих и полицейских, а также по гражданским программам.
Сегодня НАТО и Афганистан подписали соглашение о долгосрочном партнерстве. Подписи под документом поставили генсек НАТО и президент Афганистана Хамид Карзай, в присутствии генсека ООН Пан Ги Муна. Еще один немаловажный аспект: лидеры стран НАТО приняли решение провести международную конференцию по Афганистану в Бонне в ноябре следующего года.
* * * * * * * * * * * * *
Александр Касаткин: У нас на связи корреспондент Радио Свобода Брайан Уитмор, который сейчас находится в Лиссабоне. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сообщил журналистам, что нынешний саммит - практически один из самых важных саммитов НАТО.
Брайан Уитмор: Я бы согласился с Расмуссеном, что это важный саммит. Они решили важный вопрос, связанный с Афганистаном, противоракетной обороной, стратегической концепцией НАТО. Но, в отличие от предыдущих саммитов, особенно в Бухаресте два года назад, здесь нет никакой драмы. Там все ждали, что Грузия и Украина получат свой план на вступление в НАТО. Такие драматические вопросы сейчас не обсуждаются. Все идет по плану, нет никаких неожиданностей. Кроме встречи вчера Обамы и Саакашвили - это была единственная маленькая неожиданность. А в остальном все очень предсказуемо, я бы даже сказал хореографично.
Александр Касаткин: Если встреча Обамы и Саакашвили была неожиданностью, в чем она выразилась? Каким-то особенным образом она обсуждается в частных разговорах?
Брайан Уитмор: Это была неожиданно, потому что всем известно, что Саакашвили ждал этой встречи уже два года. И после теплых отношений, которые у Саакашвили были с Бушем, он считал себя аутсайдером для администрации Обамы. Но, честно говоря, люди это не обсуждают. Россия очень спокойно реагировала на это. Встреча не была сюжетом для обсуждений.
Александр Касаткин: У нас в студии на прямой связи из Тбилиси политолог Сосо Цискаришвили. Сосо, добрый вечер! Михаил Саакашвили по итогам встречи с Бараком Обамой в Лиссабоне заявил, что не помнит такой насыщенной недели за всю историю своего президентства. И действительно, встречей с Обамой нарушена, скажем так, двухлетняя изоляция Саакашвили. Означает ли это, что позиция администрации США может измениться по отношению к Грузии, и ей будет оказана более существенная поддержка?
Сосо Цискаришвили: Я думаю, что активность американской политики в отношении Грузии была постоянной и на протяжении двух последних лет. Но налицо – активная кампания поддержки Грузии в отношении проблем с Россией. И в течение ноября мы стали свидетелями специальных заявлений, и в рамках Совета Европы, и ОБСЕ, и Парламентской ассамблеи НАТО. Была встреча с президентом Евросоюза. И вот, наконец, саммит НАТО в Лиссабоне тоже в итоговой декларации призвал Россию пересмотреть признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Естественно, это не случайно. Я думаю, что немаловажным фактором такой активности западной пропаганды стал факт некоторой критики политики перегрузки американо-российских отношений со стороны победившей на выборах в Конгресс Республиканской партии. И ее критика сейчас была как-то нивелирована всеми этими заявлениями, и, если бы не встреча Обамы и Саакашвили, это бы выглядело неоконченной песней. Сейчас все точки над «i» расставлены и грузино-американские отношения как были, так и будут. Вместе с тем, это фактически постоянное послание в адрес России. И сам факт, что Россия приняла все предложения, с которыми выступило НАТО в ее отношении, без всяких препятствий, тоже, в какой-то части, воздействие того единодушия, которое НАТО и его партнеры проявили по отношению к российской политике в адрес Грузии.