ВЛАДИКАВКАЗ---Югоосетинские ополченцы, пожалуй, относятся к наиболее социально незащищенным слоям населения. «Иных уж нет», да и о живых, как выясняется, забыли. В условиях экономической нестабильности и полного отсутствия каких-либо программ реабилитации многие спиваются, говорят, что были и случаи суицида. Пессимизм и отчаяние стали преобладающими настроениями в этой среде, что является, как утверждают психологи, неизбежным следствием посттравматического синдрома. Ситуация усугублена тем, что в мирной жизни бывшие оказались ненужными обществу.
Ветеран ополчения Тамерлан Тадтаев считает, что он, как и многие его боевые товарищи, лишен правовой помощи со стороны государства. По его мнению, необходим закон о статусе добровольца, принимавшего участие в боевых действиях.
Валерий Тедеев в 2001 - 2003 гг. возглавлял Министерство обороны Южной Осетии. Он вспоминает, что с 1989 г. в военном Цхинвале очень трудно было понять, кто воевал, а кто просто находился в городе.
Ополчение формировалось стихийно, по принципу района, двора. Как таковой общей координации не было, и добровольцы воевали самостоятельно небольшими группами. Определить статус защитника отечества должны правительство и парламент:
«Люди ломаются уже. Если у нас будет еще третья такая война, то я думаю, никто там не останется. Потому что больше ценят тех, кто убегает с поля брани, и потом на готовое приходят снимать сливки. Люди смотрят на эту несправедливость, и уже по-другому к этому вопросу подходят», - полагает Тедеев.
Участник обороны Цхинвала Ацамаз Харебов, рассуждая, почему правительство Кокойты не занимается социальной защитой добровольцев приходит к выводу, что:
«Там не нужны люди, способные сказать свое слово прямо в лицо кому угодно».
Известный, мягко говоря, нестандартными методами решения конфликтных ситуаций «Союз защитников Отечества» мог бы обратить внимание на незавидное положение ополченцев, но пока этого не происходит. Бывший военнослужащий Министерства обороны Южной Осетии Григорий Дзасохов, объясняет почему:
«Это опять-таки кучка каких-то отдельных людей, и они выступают от имени всех защитников отечества. Они, кроме себя, никого больше не считают защитниками отечества. А есть те, кто сделали эту организацию под себя».
Эксперты уверены, что мечты ополченцев об официальном статусе несбыточны - дескать, узаконенные в правах бойцы, могут стать влиятельной силой, способной конкурировать с государственной властью. Да и зачем обществу новый «защитники», когда «герой» на все времена у него уже есть.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия