ЦХИНВАЛИ---МИД России то откровенно тормозит, то неоправданно спешит. Спешит, например, когда заявляет, что торжественные обещания грузинского руководства можно воспринимать всерьез после того, как они обретут юридическую силу. И буквально уже на следующий день после этого заявления МИД Грузии сдает соответствующие документы в Евросоюз, чтобы заявления, как и требует МИД РФ, обрели силу.
Проблема для России скрыта не в самом заявлении, а именно в юридическом аспекте. А точнее в аспекте участников заключенного договора.
Договор о неприменении силы против России Грузия подписывает в рамках Евросоюза, а не непосредственно с Россией, и тем более с Южной Осетией и Абхазией. И теперь России остается заявить, что Евросоюз неправомерен выступать гарантом или кем бы то ни было в этом роде. В любом случае это означает пойти против европейских структур и настоять, как говорит глава международного комитета Госдумы Косачев, на подписании обязывающего соглашения о неприменении Грузией силы, которое подписали бы и руководства Абхазии и Южной Осетии. Выдержит ли Россия прессинг со стороны евроструктур, и нужно ли это сегодня России - непонятно.
Заявление Саакашвили не просто очередная эксцентричная выходка президента Грузии.
Если говорить о Южной Осетии, то она в самой речи Саакашвили упоминается непосредственно не как субъект, а как объект договоренностей, и, соответственно, о том, будет ли применяться сила по отношению к Южной Осетии и Абхазии, Грузия ничего не говорит.
Я считаю, что после такого заявления грузинского президента участие в Женевских дискуссиях, официальном переговорном процессе, теряет всякий смысл.
Для внешнеполитических структур Южной Осетии это заявление ничем хорошим не светит. Я говорю о структурах, а не о политике в целом. Что может быть лучше для политики, когда тебе обещают, что против защищающих тебя не будет применена сила. Но в такой ситуации самим политикам надо будет вести самостоятельную игру. Смогут ли это сделать привыкшие к политике бесконечных обвинений и обид Борис Чочиев и его команда, тоже неясно.
А вот что говорит Олег Тезиев, экс-премьер Южной Осетии в период войны с Грузией 90-х годов, ныне – глава Фонда "Гражданская инициатива":
“Южная Осетия, прежде всего, должна внятно сформулировать свою позицию, ее отношение к самой себе».
Вот такую задачу задал нам президент Саакашвили своими обещаниями.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия