ТБИЛИСИ---Поздно ночью c ударом деревянного молотка и под жидкие аплодисменты участники Астанинского саммита приняли финальную декларацию ОБСЕ.
Но как стало ясно уже через несколько минут, почти все участники были недовольны результатами саммита.
Представители США, Европейского Союза и некоторых отдельных стран в своих публичных заявлениях говорили, что финальный документ не учитывает их ожидания касательно дальнейшей работы ОБСЕ по затяжным конфликтам на постсоветском пространстве.
Представители некоторых стран Восточной Европы прямо сказали, что они не для этого ехали в Астану.
Как стало ясно из выступления представителя Молдовы, на саммите не сумели составить не то что план действий для решения конфликтов, но не согласиться даже по короткой существенной декларации на эту тему.
Представитель России, стал искать виновных в неудовлетворительном итоге саммита. Он сказал, что некоторые страны приехали в Астану со «скрытой повесткой дня».
«Компромисс стал невозможным из-за проявленного отдельными участниками переговорного процесса идеологизированного подхода», -- сказал представитель России.
Как ОБСЕ должно будет работать по затяжным конфликтам, члены саммита пытались определить целый день. Принятая декларация определяет будущее ОБСЕ на ближайшие 10 лет.
Еще вчера вечером некоторые аналитики предсказывали полный провал Астанинского саммита ОБСЕ.
Несмотря на внешне безупречную организацию: ультрасовременная архитектура с элементами традиционного стиля, богатая кухня и полупустой, выскобленный до блеска город, по части повестки дня саммит оказался совершенно неподготовленным. По крайней мере, спорные вопросы не были разрешены предварительно, как это бывает на международных форумах такого уровня.
Разногласия между мировыми лидерами проявились уже вчера в первые часы начала саммита во время публичных выступлений. Вопросу о конфликтах в Грузии суждено было стать лакмусовой бумажкой для выявления этих противоречий.
В течение двух дней лидеры нескольких западных стран напрямую говорили России, что она совершила ошибку, признав независимость Абхазии и Южной Осетии.
Дмитрий Медведев не стал скрывать своего недовольства во время выступления главы Госдепа США Хиллари Клинтон. Выглядевший спокойным, Медведев при упоминании Грузии вдруг скрестил руки, чуть позже на его лицо наползло выражение недовольства, и он начал делать глубокие вздохи.
Как впоследствии написала российская пресса, почти сразу после этого выступления Медведев потребовал подготовить самолет, чтобы немедленно покинуть Астану, несмотря на метель, которая серьезно ухудшила условия вылета.
Сегодня утром главы стран пришли продолжать саммит с полным осознанием того, что им предстоит пережить тяжелый и длинный день.
Мало кто уже слушал выступавших. Зал заседания был почти пуст. При такой ситуации никого не удивило, что пресс-конференция с участием президента Назарбаева, назначенная на 10 утра, так и не состоялась.
Часа через два журналисты начали волноваться. Еще через час из зала переговоров вышел глава российского МИДа Сергей Лавров. Одетый в пальто, он направился к выходу. В попытках выяснить, что происходит, к нему бросились грузинские журналисты.
Уже у выхода Лавров сказал, что никаких деклараций российская делегация подписывать не собирается. «Никто не будет подписывать, даже Саакашвили», -- подвел итог Лавров, покидая здание.
Позже, даже если журналистам удавалось случайно прозвониться до членов делегаций, те говорили: «Не занимайте мой телефон, у нас идут интенсивные обсуждения».
Объявление итогов откладывалось уже в пятый раз, когда вслед за Лавровым зал заседания начали покидать сначала главы делегаций, а потом и их заместители.
На все вопросы репортеров они отвечали: «Без комментариев». Сотни журналистов часами сидели в огромном пресс-центре, ожидая узнать хоть какую-то деталь дискуссии за закрытыми дверями.
Возможный скандальный провал саммита предсказывали еще много месяцев назад. Финский глава МИДа Александр Стубб, председательствовавший в ОБСЕ во время августовской войны, в начале этого года в интервью Радио Свобода сказал, что не видит смысла проводить съезд мировых лидеров в ситуации, когда между сторонами есть категорическое несогласие по отдельным вопросам.
Некоторые журналисты уже назвали происходящее в Астане «провалом миротворческого саммита». Они говорят, что все это может стать серьезным ударом по имиджу всей международной организации.