ТБИЛИСИ---Принятая на саммите ОБСЕ в Астане декларация спасла саммит от провала. Несмотря на разговоры о том, что главным документом саммита будет план действий, в течение двух дней о нем никто даже не вспоминал. В то же время и обтекаемые положения принятой на саммите декларации тоже оказались не по душе многим участникам.
Принятие итоговой декларации саммита ОБСЕ затянулось более чем на восемь часов. И все же особого одобрения, судя по заявлениям представителей разных стран, декларация так и не заслужила. К общему мнению присоединился и государственный секретарь, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев:
"Мы разделяем озвученное многими разочарование относительно того, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов нашей повестки дня, включая неурегулированные конфликты. В то же время, мы убеждены, что эта декларация, которая вновь подтверждает нормы, принципы и обязательства, лежащие в основе нашей организации, стала важным шагом по итогам встречи ОБСЕ на высшем уровне. Государства-участники вновь подтвердили свою полную приверженность уставу Организации Объединенных Наций и всем принятым в рамках ОБСЕ нормам, принципам и обязательствам, начиная с Хельсинского заключительного акта".
Корреспондент Радио Свобода в Казахстане Гульбану Абенова в течение всего вчерашнего дня наблюдала за кулуарными перипетиями саммита. Она говорит, что журналисты до последнего момента сомневались в том, что декларация на саммите будет принята.
Шли даже споры относительно каких-то понятий и формулировок в этом документе. Как основную версию возможного провала документа, наблюдатели выдвигали остающиеся острыми противоречия между Россией и Грузией, а также взаимоотношения между Азербайджаном и Арменией в вопросе Нагорного Карабаха.
Как сообщает Гульбану Абенова, в течение вчерашнего дня никто даже не вспоминал о плане действий, хотя еще до начала саммита он анонсировался как главный итоговый документ. В том, что план действий не был принят, грузинская сторона обвиняет Россию. Говорит руководитель международного департамента МИДа Грузии Серги Капанадзе:
"Было серьезное противоречие между нами и Российской Федерацией, и в этом расколе Запад в очередной раз поддержал нашу позицию. Поэтому России ничего не оставалось, как провалить этот документ".
Тем не менее, несмотря на сделанные во время саммита заявления о территориальной целостности Грузии, бывший посол Грузии в ОБСЕ, а ныне член партии Свободные демократы Виктор Долидзе не склонен говорить о каком-либо дипломатическом прорыве:
"Мы должны базироваться не на иллюзиях, а на фактах. А факт, к сожалению, не указывает на то, что это был дипломатический прорыв. В итоговой декларации не хватает конкретики, вот поэтому говорить о таком прорыве очень трудно".
В свою очередь, министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе говорит, что этот саммит обязательно должен был завершиться каким-нибудь документом, иначе бы Россия подняла вопрос о закрытии ОБСЕ и необходимости разработки новой системы безопасности в Европе.
В то же время, в самой Москве провал принятия плана действий обсуждают вяло. По словам политолога, директора центра постсоветских исследований МГУ Алексея Власова, все станет известно только после того, как из Кремля пойдут утечки информации. Например, о том, почему Дмитрий Медведев покинул саммит в середине первого дня. При этом эксперт не связывает это с заявлениями глав государств о поддержке территориальной целостности Грузии:
"Комментарии как раз-таки были вполне ожидаемыми, возможно прошла информация, что некоторые западные страны будут настаивать на включении этой позиции в готовящийся документ. Это могло бы создать неприятные моменты для самой атмосферы саммита и для российской делегации".
Резюмируя итоги саммита для России, Алексей Власов оценивает их как "50 на 50", поскольку в итоговую декларацию не были включены раздражающие Кремль положения о территориальной целостности Грузии, но, в то же время, не было и четкой поддержки предложенной Дмитрием Медведевым новой архитектуры европейской безопасности.