Пароль – Лиссабон. Ответ – Астана

На саммите НАТО в Лиссабоне, как и ожидалось, Грузия опять получила “гарантии” о готовности альянса принять ее в будущем в свои ряды

ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ---Завершается еще один год российско-грузинского отчуждения народов и взаимной вражды властей - вот уже третий год ставшей лейтмотивом большинства международных встреч лидеров мировой политики.

На стыке нынешней осени и зимы проблемам конфронтации несговорчивых соседей, взбудораживших международное правовое поле, было уделено повышенное внимание, как на парламентских ассамблеях, так и на саммитах НАТО и ОБСЕ.

После каждой такой встречи, как правило, власти обоих государств старались предстать перед своим народом в позе победителя. Однако процесс самовосхваления становился все менее убедительным из-за четкой, согласованной позиции международных оппонентов.

На саммите НАТО в Лиссабоне, как и ожидалось, Грузия опять получила “гарантии” о готовности альянса принять ее в будущем в свои ряды, а Россия получила очередную “желтую карточку” от арбитров международной категории за невыполнение обязательств по выводу своих войск на собственную территорию Кавказа.

Однако историческим этот саммит может стать не только потому, что
в том же Лиссабоне Россия впервые попала в дружеско-партнерские объятия тех же “строгих арбитров”, жаждущих равноправного сотрудничества с коллекционером “желтых карточек”.

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают фразы из выступления на саммите президента Франции о том, что НАТО не собирается импортировать проблемы отдельных стран, а также о том, что решения проблем собственных границ Грузия должна добиться до вступления в НАТО.

Логично. Другого мнения мы на этот счет не услышали. Значит, такова позиция альянса. Не значит ли это, что члены Североатлантического блока пересмотрели свою позицию о том, что Россия не может решать, кому вступать в НАТО, а кому нет? Не окажется ли такой “французский гамбит” стимулом для России - не выводить свои войска на родину и не отзывать признание независимости Абхазии и Южной Осетии, к чему их дружно призывали те же арбитры? Ведь в таком случае Грузия может на веки вечные остаться со своими надеждами в ожидании у закрытых ворот НАТО?

Попытаемся найти ответы на эти вопросы на континенте, далеком от североатлантических ветров.

Астана. Саммит ОБСЕ. Арбитров вдвое больше, чем в Лиссабоне. Каждый выступающий, по той же причине, машет “желтой карточкой” их постоянному адресату. Главный коллекционер перехватывает инициативу, сам себе показывает красную карточку и удаляет себя из дружеской страны.

А остальные 55 стран мигом забыли, что собирались на встречу для принятия нового плана действия ОБСЕ. В принятой резолюции саммита нет никакого следа от шквала желтых карточек. Опять повисла в воздухе и надежда на возвращение миссии данной организации в Грузию, что, кроме всего прочего, повышает риск провокации с севера в Панкисском ущелье.

Как отличить друг от друга “консенсус” и “беспринципность” - нас в школе не учили. Однако ясно одно: четкий ответ на этот вопрос должны выработать и в ОБСЕ, и в Совбезе ООН, отразив такое различие в собственных уставах, ради исключения в будущем возможности фиксирования ничейного исхода 0:0, при окончании встречи со счетом 55:1.

Иначе то ли еще будет…