ТБИЛИСИ---Комитет по образованию парламента Грузии сегодня одобрил поправку к статье третьей закона об общем образовании. Согласно этой поправке, отныне дирекция школы с согласия родителей имеет право ввести дополнительные платные курсы по школьным предметам.
Ограничения касаются трех моментов: дополнительные занятия должны проводиться во внеурочное время, их не имеют права проводить учителя той же школы, в которой эти занятия проводятся, и, наконец, занятия не должны иметь форму обычного урока, где проводит опрос, выставляют оценки, наказывают за опоздание или за пропуск урока.
Преподаватель русского языка 128-й школы Наталья Кочладзе считает это предложение вполне целесообразным:
“Всегда существовали дети, которым необходимы дополнительные занятия, потому что не у всех есть равные условия и возможности воспринимать учебный материал в равной дозе: у некоторых замедленное восприятие, у других – слабый слух, так что это нововведение я, как педагог, приветствую. Многим детям легче воспринимать материал не в большом классе, где 40 учеников, а там, где 2-3 ученика, или на индивидуальном занятии”.
По мнению Натальи Кочладзе, приглашение для проведения дополнительных занятий преподавателей со стороны защитит детей от недобросовестных педагогов:
«Если я, допустим, преподаю в классе, и если мой ученик у меня же занимается, то получается, что я могу просто недобросовестно ставить высокие оценки, и за ними, фактически, будут стоять не знания, а деньги».
Еще одно преимущество нововведения – это помощь в подготовке к экзаменам учеников 11-12 классов, которые в этом году устроили демонстрации против новой системы экзаменов. Дети объясняли свой протест тем, что последние три-четыре года готовились к экзаменам по определенным предметам, а теперь их заставляют сдавать экзамены почти по всем школьным дисциплинам.
Размер платы за дополнительные занятия Министерство образования предлагает определить самим школам. Однако, независимо от того, какой будет эта плата, родители учеников по-разному оценивают такую инициативу:
“Если это будут качественные занятия, то почему бы и нет? Я не против. Я считаю, что все платное – это хорошо, а то, что бесплатно – некачественно”.
“Платное – вообще ненормально для детей. Я думаю, что это ненормально, когда ребенок должен платить. А вдруг у родителей нет денег? Так что, я думаю, что для детей все должно быть бесплатно”.
Люди постарше наверняка помнят, как в советских школах отстающих в учебе детей оставляли на дополнительные бесплатные занятия. Но это было в советское время, когда труд педагогов неплохо оплачивался. Сегодня, как говорит представитель отделения профсоюзов педагогов в Цалке в регионе Квемо Картли Важа Берианидзе, у учителей в высокогорных районах зарплата составляет 300 лари – около 170 долларов. Понятно, что на эти деньги прожить невозможно.
“Упрекать учителей, едва сводящих концы с концами, за то, что они не проводят дополнительных занятий, как-то язык не поворачивается”, - говорит Важа Берианидзе.
В то же время, председатель профсоюза преподавателей Майя Эсебуа считает не совсем правильным такой подход, потому что он ставит детей в неравные условия:
“В Грузии, где социальный уровень и так очень низкий, опять деньги будут утекать из кармана родителей. И в плохом положении опять окажутся наши дети”.
И тем не менее, по словам Эсебуа, выбор остается за родителями учеников, и это правильно. А преподаватель русского языка 128-ой школы Наталья Кочладзе считает, что за дополнительные занятия дети должны платить меньше – по 20-30 лари в месяц, и это обойдется родителям дешевле, чем оплачивать репетиторов по каждому предмету.