ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ---Вряд ли хоть один человек в российском политическом мире способен в частной беседе согласиться с тем, что все эти годы Россия помогала Абхазии исключительно ради идеи абхазской независимости. Даже на публике говорится об интересах России на Кавказе, а подразумеваются частные интересы российской политической элиты. У больших руководителей большие интересы, у чиновников поменьше – интересы маленькие.
До Абхазии вдруг дошло, что есть на самом деле российская политическая реальность. Для этого премьер-министру Владимиру Путину понадобилось 24 сентября этого года дать поручение ФСО и МИД России подписать с Абхазией соглашение о передаче в российскую собственность трех самых ценных объектов на территории Абхазии. Передать просто так, в порядке вечной благодарности за содействие в отделении от Грузии.
Речь идет об элитных объектах недвижимости на территории общей площадью в 600 гектаров. Вот какие три объекта приглянулись российскому руководству. Курортный комплекс "Мюссера" в Гудаутах, в котором расположены бывшие дачи Сталина и Горбачева, а также бывший дом отдыха 4-го управления Минздрава СССР, так называемой «кремлевки». Курортный комплекс "Пицунда" в котором находится бывшая дача Никиты Хрущева. И дачный комплекс Лаврентия Берии "Татра" в Гагре. Землю под этими объектами предполагается взять в аренду на 49 лет с автоматической пролонгацией и оплатой по 1 рублю в год за каждый участок. Один из пунктов этого соглашения предусматривает, что на российских граждан, которые будут служить на этих объектах, не должны распространяться абхазские законы.
Иначе говоря, Абхазии предлагается поделиться с Россией не только национальными парками и курортами, но и суверенитетом. До сих пор режим экстерриториальности распространялся только на дипломатическое представительство и российские военные базы, теперь же он может быть распространен и на отобранные у Абхазии курорты.
Аппетиты российского руководства часть абхазов воспринимает как требование компенсации за признание своей независимости. Этакая мирная контрибуция и аннексия. Абхазские противники безвозмездной передачи курортов считают, что их реальная стоимость составляет сотни миллионов долларов, что соизмеримо с той финансовой помощью, которую Москва оказывает сейчас Абхазии.
Может быть, для лучшего понимания причин и последствий российского участия в борьбе Абхазии за независимость от Грузии, надо сделать лексическую правку, и слово «Россия» заменить везде на слова «российская власть». Тогда все встанет на свои места. Именно российской власти нужен постоянный очаг напряженности на границах России для решения внутренних проблем и, прежде всего, проблемы дефицита легитимности самой власти. Именно российская власть претендует на лакомые кусочки Абхазии. Премьер-министр России Владимир Путин в подписанном им документе отмечает, что объекты будут использоваться для "проведения государственных мероприятий с участием лиц, подлежащих государственной охране". Что за лиц будут охранять на их отдыхе в Абхазии, можно не гадать.
Абхазии уже давно надо было понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и российская военная помощь тоже будет иметь свою цену. Теперь стоит подумать, стоило ли так кровопролитно завоевывать независимость от Грузии, чтобы затем так мирно отдать ее России.