Страшные цифры

Проблема, очевидно, существует, и даже осознаётся властями, которые предпринимают беспрецедентные меры в борьбе с безработицей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ---Я всё больше люблю статистику. На нейтральных цифрах моя душа отдыхает. К тому же – ни одна собака не сможет меня упрекнуть в клевете и очернении действительности. Все цифры взяты из официальных источников. Я лишь сопоставляю, да произвожу простейшие арифметические действия.

На этот раз математический анализ посвящён безработице в Чеченской республике. Проблема, очевидно, существует, и даже осознаётся властями, которые предпринимают беспрецедентные меры в борьбе с безработицей. К числу беспрецедентных мер, несомненно, относятся недавний визит руководителя Роструда Юрий Герция, ярмарка вакансий в малом концертном зале города Грозного и визит Главы республики на консервный завод и птицефабрику.

Но, к цифрам. Согласно заявлению министра труда Чеченской республики господина Ахмадова, за 10 месяцев текущего года число зарегистрированных безработных удалось снизить на сорок тысяч. Сколько же их осталось? Этой цифры в официальном отчёте нет. Но мы посчитаем. Господин Ахмадов в другой своей речи сообщил, что за те же 10 месяцев безработица снизилась на 12,8 %. Итак, сорок тысяч – это 12,8 %. Значит, осталось ещё 272 500 безработных.

Напоминаю, что численность населения Чеченской республики на 1 августа 2010 года составляла около 1 285 000 человек. Таким образом, текущая безработица, по данным чеченского министерства труда, составляет 21 % от общего числа населения. Невероятная цифра! Думаю, в истории не очень много было обществ и государств, где каждый пятый житель был официально безработным.

Однако у российского министерства труда данные ещё более впечатляющие. Юрий Герций сообщил, что уровень безработицы в Чеченской республике в 23 раза превышает среднероссийский. В 23 раза. Он же упомянул, что среднероссийский уровень безработицы составляет 2 %. Правда, не уточнил – к общему числу населения или к трудоспособной его части. Получается, уровень безработицы в Чеченской республике – 46 %. Будем полагать, что от трудоспособного населения. Иначе слишком страшно.

Хотя и так страшно. Практически каждый второй трудоспособный житель республики является безработным. Вдумайтесь. Такого точно нигде и никогда не было.

С кем и о чём говорить по поводу экономического развития и процветания в регионе, где до сих пор половине трудоспособного населения негде работать? Можно ли в таких условиях говорить, к примеру, о гражданском обществе? О среднем классе? О чём говорить – половина просто нищие, безработные, получающие благотворительные пособия от государства и – если верить официальным данным – не имеющие иного источника дохода, кроме этой милостыни?

Но правда ли это? То есть, я не сомневаюсь в официальной статистике. Однако насколько официальная статистика отражает реальное положение вещей? Неужели каждый второй трудоспособный житель республики сидит дома и ждёт ежемесячного пособия? Верится с трудом. Скорее, большинство заняты – на временных работах, в собственном хозяйстве, или даже выезжают на заработки за пределы республики. Кто плитку кладёт, кто помидоры выращивает, кто держит торговлю. Но и на учёте стоят – заработки непостоянные и, видимо, небольшие, лишнее пособие не помешает. Едва ли будет преувеличением сказать, что более трети жителей республики выживают только благодаря пособиям и социальным выплатам – по безработице, детским, пенсиям и прочей, как говорят в Европе, социалке.

Ярмарку вакансий в Грозном посетило около трёх тысяч человек. Официальные источники говорят, что это прекрасный результат – а я сомневаюсь. В республике почти триста тысяч безработных! Привезли работодателей – более 50 предприятий Чечни, Краснодарского края, Москвы, Петербурга. А пришёл посмотреть, куда его зовут работать, только один из ста безработных. Остальные 99 остались дома.

Почему – я не знаю. Я не делаю выводов. Я просто привожу цифры.