ТБИЛИСИ -- МИД Грузии направил ноту протеста российскому политическому руководству через Швейцарское консульство по поводу размещения на территории Южной Осетии системы залпового огня «Смерч». По различным сообщениям, эта система была установлена российскими военными для предотвращения возможной агрессии со стороны Грузии", однако другие источники сообщают о том, что "Смерч" остался в Цхинвали со времен военного конфликта 2008 года.
«Вы знаете, что очень сложно оценивать распределение вооружения. Размещение вооружения этого типа в рамках договора об обычных вооруженных силах в Европе запрещено».
Главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Иракли Аладашвили в беседе со мной уточнил, что Россия не состоит в договоре по ограничению вооружений в Европе:
«Первое соглашение по ограничению обычного вооружения в Европе было подписано в 1990 году, через год Советский Союз распался. После этого в 1999 году было принято новое адаптированное соглашение в Стамбуле. Там была интересная ситуация: Россия ратифицировала этот договор, а вот Запад – нет, и в связи с этим Путин в конце 2007 года объявил мораторий на этот договор. Хотя я думаю, что это все было связано с тем, что намечалась война против Грузии».
Грузия, Армения и Азербайджан остаются участниками договора по ограничению вооружения. Согласно этому договору, ни одна из этих стран не имеет права содержать более 220 танков и столько же единиц бронетехники, а также более 220 крупнокалиберных орудий, сотни самолетов и 50 ударных вертолетов. Теперь на территории де-факто республик Абхазия и Южная Осетия расположена российская система «Смерч», что значительно нарушает допустимые на Южном Кавказе нормы.
Но никаких рычагов воздействия у Запада на Россию нет, кроме постоянных и безрезультатных требований вывести войска из Абхазии и Южной Осетии. Как считает российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, в ближайшее время Запад не намерен ставить вопроса о выводе вооружений из Абхазии и Южной Осетии:
«Сейчас в отношениях между Россией и НАТО, Запада если есть договоренность, то они сходятся к пониманию того, что Грузия выведена за скобки. Запад говорит, что он не признает, что требует от России деоккупировать территорию, но это по общему неофициальному соглашению не должно препятствовать дружбе и сотрудничеству в других областях».
По словам Фельгенгауэра, на Западе готовы мириться с тем, что в Абхазии и Южной Осетии, помимо «Смерча», находятся такие системы, как «Точка-У», «Бук» и «Град», лишь бы все это не стреляло и не началась новая война.
По мнению зампредседателя парламентского комитета по обороне и безопасности, депутата от христианских демократов Николоза Лалиашвили, российские установки залпового огня «Смерч» угрожают безопасности Грузии:
«Конечно, мы видим в этом угрозу национальной безопасности Грузии, потому что это не какой-то там танк или обычное оружие. Это оперативно – тактический комплекс, который может на дальнем расстоянии уничтожать цели. Так что мы думаем, что скопление такой военной инфраструктуры и оружия несет в себе угрозу и опасность для безопасности Грузии».
Однако, как считает Павел Фельгенгауэр, в настоящее время нет угрозы для начала конфликта, По его сведениям, «Смерчи» появились на территории Южной Осетии во время войны в 2008 году. По его наблюдениям, численность российских группировок как в Абхазии, так и в Южной Осетии остается с того времени неизменной, что отодвигает вероятность возобновления вооруженного конфликта.
Мой собеседник в Тбилиси Николоз Лалиашвили полагает, что «Смерчи» появились на территориях де-факто республик недавно. Его версия говорит о том, что российская сторона усиливает свое присутствие в зоне конфликта, что может говорить об опасности возобновления войны.