Манежная: знак беды

"Взаимодействие" фанатов и милиции, Москва, Манежная площадь, 11 декабря 2010 г

МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---Генеральная прокуратура возбудила 22 уголовных дела по фактам массовых беспорядков на Манежной площади в Москве 11 декабря. При этом прокуратура пока не дала оценку локальным столкновениям в центре столицы, происходившим вечером 15 декабря в разных районах Москвы. В результате этих беспорядков были задержаны несколько сотен человек. 12 пострадавших отправлены в больницы.

В связи с уличными акциями в Москве материалы для возбуждения уголовных дел направлены Генпрокуратурой по статьям "Массовые беспорядки" и "Разжигание национальной розни". Кроме того, в Генпрокуратуре заявили о намерении проверить все уголовные дела о преступлениях, совершенных на межнациональной почве. Эксперты считают одной из главных ошибок власти затянувшееся молчание.
По мнению заместителя директора Аналитического центра "Сова" Галины Кожевниковой, власть и правоохранительные органы должны были принять более жесткие меры раньше:

– Безусловно, власть должна принимать жесткие меры, в первую очередь к тем, кто устроил погром на Манежной. Потому что именно эти люди, пьянея от собственной безнаказанности, являются главным провоцирующим фактором на сегодняшний день. Это ошибка властей была, ошибка милиции – заявление о том, что на Ленинградском проспекте ничего не произошло; будто у нас каждый день Ленинградское шоссе перекрывают... Я надеюсь, что это была ошибка, непрофессионализм милиции, а не сознательные действия – то, что с Манежной площади, где было много сотрудников правоохранительных органов, которые вполне могли справиться с этой толпой, вся эта толпа была загнана в метрополитен, где никакой милиции фактически не было - только патрулирующие сержантики, которые вообще ничего не умеют. Фактически московская милиция спровоцировала эти погромы. И безусловной политической ошибкой было то, что президент молчал три дня. Жесткие заявления о том, что организаторы и участники массовых беспорядков будут наказаны, должны были быть сделаны 11-го вечером, в крайнем случае 12-го днем.
Ни в коем случае власти нельзя сейчас позволять фанатам диктовать свои условия. Это просто политическое поражение власти

Галина Кожевникова считает, что жесткость властных структур вполне может сочетаться и с переговорами. Это в первую очередь касается диаспор и общин, где взрослые вменяемые люди вполне могут повлиять на агрессивных подростков:

– Понятно, что кавказскую молодежь землячества тоже не усмирят. Безусловно, государству нужно садиться за стол переговоров – и с землячествами тоже – и успокаивать их. И, безусловно, точно так же нужно отлавливать агрессивную кавказскую молодежь, как отлавливать агрессивную неонацистскую молодежь, как бы она ни называлась – фанаты, "Движение против нелегальной иммиграции", "Славянская сила" и так далее. Но ни в коем случае власти нельзя сейчас позволять фанатам диктовать свои условия. Это просто политическое поражение власти. Что же касается ситуации, то пока, к сожалению, на мой взгляд, не начнутся репрессии, стычки будут продолжаться.

Действия милиции на улицах Москвы в среду президент Медведев оценил положительно и даже похвалил стражей порядка. Директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина согласна с такой оценкой главы государства. Однако она считает, что к событиям 11 декабря, которые были вполне прогнозируемы, милиция оказалась не готова:

– Если сравнивать события 11 декабря и 15 декабря, - последнее для меня наглядно показало: милиция, если перед ней стоит задача предотвратить какие-то массовые беспорядки, вполне может с этой задачей справиться, проводя профилактическую работу, превентивные задержания. Дальше уже надо будет разбираться, насколько адекватны и обоснованы были сами задержания, но, тем не менее, удержать ситуацию удалось, и она не вылилась в повторение Манежной – теперь уже на площади Киевского вокзала. Соответственно, события на Манежной площади говорят о том, что милиция и в целом правоохранительные органы либо недооценили степень угрозы, потому что за несколько дней до этого интернет уже был полон призывами к расправам, - либо не сочли это важным. И практически не были готовы к этим событиям, и уже действовали в зависимости от складывающейся на месте ситуации. Отдельные милиционеры, омоновцы, в общем-то, действовали весьма профессионально, хотя при этом у них не было необходимых спецсредств для такого рода случаев.

По мнению Натальи Таубиной, к главным субботним ошибкам милиции следует отнести и оттеснение агрессивных людей к метро. То, что произошло там - следствие непродуманных действий правоохранителей, считает Таубина:
Именно подведомственные и пестуемые Сурковым отряды молодой гопоты науськивались им и проявляли с его благословения и по его наущению агрессивность, – из которой и выросла агрессивность 11-го декабря

– Думаю, что это, скорее, отсутствие профессионализма, сидящего в голове понимания, что метро – это еще более опасное место для подобного рода столкновений. Там случайно оказавшиеся люди могут быть подвергнуты опасности. Но при этом метро – вроде бы самый легкий способ спровадить, что называется, с глаз долой. Поэтому, с моей точки зрения, – это отсутствие адекватной подготовки и понимания, как наиболее правильно себя вести в подобного рода ситуациях.

Беспорядки в Москве не обошел вниманием в совеем интервью газете "Известия" и первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Беспорядки на Манежной площади, по мнению Суркова, возникли из-за введенной внесистемной оппозицией моды на несанкционированные акции. "Это ведь как бы либеральная публика, говорит Сурков, – упорно вводит в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют... 11-е происходит из 31-го", – заключает Сурков.

Президент Фонда "Индем" Георгий Сатаров считает, что высказывания заместителя главы администрации президента лишний раз доказывают, что власть не понимает опасности происходящего:

– Это ровно тот самый случай, который называется "на вору шапка горит". Поскольку именно подведомственные и пестуемые Сурковым отряды молодой гопоты науськивались им и проявляли с его благословения и по его наущению агрессивность, – из которой и выросла агрессивность 11-го декабря. Я напомню, что те, кто собирались, чтобы защищать свое конституционное право, не нападали на других граждан и не призывали кого-то бить, не делили людей в России на своих и чужих по каким-то признакам, будь то лояльность господину Суркову или принадлежность к той или иной расе. А вот его коммандос этим занимаются систематически. Даже название "Наши", собственно, подразумевает деление на "наших" и "не наших". Все начинается с этого. Я напомню, что ровно то же самое мы наблюдали как результат этой идиотской абсолютной государственной программы возбуждения всенародного патриотизма по поводу предстоящей победы на чемпионате мира по футболу, и закончилось это все погромом. То есть, это те же самые грабли, это именно государство начало, в том числе руками господина Суркова, – но оно неизбежно получает откатную волну. Опасность состоит в том, что эта волна может накрыть само государство.

В минувшее воскресенье на Гражданском конституционном форуме было выдвинуто требование отставки первого заместителя главы администрации Суркова. Георгий Сатаров уверен, что заявления Владислава Суркова лишь подтверждают необходимость этого требования.

Беспорядки и столкновения на межнациональной почве заслонили собой человеческое горе. В драке был убит молодой человек болельщик "Спартака" Егор Свиридов. К человеческим чувствам пытается обратиться и Соня Черкесова – мать Аслана Черкесова, подозреваемого в убийстве болельщика "Спартака" Егора Свиридова. Ее видеообращение размещено в интернете. Женщина призывает к объективному судебному разбирательству:

– Я вынуждена обратиться к общественности за поддержкой в связи с трагическими обстоятельствами, которые произошли в Москве. Моего сына, Черкесова Аслана, обвиняют в убийстве Егора Свиридова. В средствах массовой информации я выразила свои соболезнования родным и близким. Предвзято относятся к нам, к жителям кавказских регионов. К властям я обращаюсь, чтобы это вынесли на государственный уровень, чтобы объективно отнеслись к делу моего сына.

Представители общин, диаспор, общественных организаций за последние несколько дней провели ряд круглых столов. Однако градус эмоций по-прежнему остается очень высоким.