ЦХИНВАЛИ---Учредительный съезд партии «Ирон» прошел в мае нынешнего года. Инициаторы заявили о новой партии как об оппозиционной. Лидером был избран Мухар Санакоев, в политсовет вошли 14 активистов, заявивших о своем расхождении с республиканской властью в принципиальных политических вопросах. Понятно, что власти приняли новую идею в штыки, вследствие чего Министерство юстиции под различными предлогами отказывало в регистрации «Ирону».
Попытки зарегистрировать оппозиционную партию ее основатели не оставляют до сих пор. Сегодня в очередной раз они подали в Минюст документы на регистрацию. На днях в Цхинвале прошел новый учредительный съезд партии «Ирон». Произошли изменения в составе политсовета, который сократился до 8 человек. Первым ряды партии в августе этого года покинул один из инициаторов ее создания Тимур Цхурбаты, после того как власти сперва его обвинили в предательстве югоосетинских интересов, а потом избили в центре Цхинвала. Чуть позже из партии исключили Мухара Санакоева, чья фигура для некоторых партийцев оказалась неприемлемой. Член политсовета партии «Ирон» Сармат Парастаев добровольно покинул ряды политической организации, хотя при этом подчеркнул, что партийные разногласия не мешают ему сохранять дружеские связи со своими бывшими соратниками:
«После известного кризиса, который состоялся по вине двух наших лидеров Мухара Санакоева и Тимура Цховребова, настал сильнейший кризис, партия была на грани распада. Я решил не участвовать в дальнейшей работе партии, по причине того, что никто не хотел участвовать в разборе причин внутрипартийного кризиса. Я считаю свое участие в партии «Ирон» нецелесообразным для себя».
Съезд принял решение, что в ближайшие полгода обязанности председателя политсовета «Ирон» будет исполнять Ацамаз Харебов. Мой собеседник, рассказывая о дальнейших планах, настаивает, чтобы его не называли лидером партии, т.к. лидерами Ацамаз Харебов считает всех партийцев «Ирона».
«Мы будем действовать в сфере закона и справедливости. Насчет нашей партии я хочу сказать, что мы преодолели внутрипартийный кризис. Самое главное - это внутреннее единство. Я считаю, что в Осетии это самый наболевший вопрос. Мы одной кости и одной крови, мы должны быть вместе. Нас очень мало, и мы должны найти в себе силы объединиться», - уверен Ацамаз Харебов.
Незарегистрированная Минюстом Южной Осетии, партия пока позволяет себе заявления только о национальной объединительной идее. По поводу вопросов внутренней и внешней политики партия предпочитает публично не высказываться. Эксперты полагают, что участвовать в президентских выборах в ноябре будущего года представители партии уже не смогут. Согласно Конституции Южной Осетии, выдвигать кандидатов в президенты могут только партии, зарегистрированные как минимум за календарный год до начала предвыборной кампании. Возможно, поэтому оппозиционная партия «Ирон» так долго и безуспешно пытается зарегистрироваться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия