ТБИЛИСИ--На философском факультете тбилисского госуниверситета сегодня вспоминали Мераба Мамардашвили. В этом году Мамардашвили исполнилось бы 80 лет. В честь этой даты его бывшие студенты и коллеги решили провести научную конференцию.
В последние несколько месяцев в Тбилиси, наверное, чаще, чем когда-либо, вспоминали имя одного из крупнейших философов современности Мераба Мамардашвили. В отличие от прошлых лет.
В честь Мамардашвили прошло несколько мероприятий, но ни одно из них нельзя назвать масштабным. В день рождения Мамардашвили, 15 сентября, перед его запыленным памятником собралось около 10 человек. По телевизору показали несколько передач о жизни философа.
И, может быть, так бы невнятно и закончился этот юбилейный для Мамардашвили год, если бы сегодня в университете не организовали небольшую научную конференцию по научному наследию известного философа.
В небольшой университетской комнате собрались около 30 человек. Получился своего рода "междусобойчик" преподавателей и студентов философского факультета.
Дискуссий и вопросов там не было. Несколько заявленных ранее выступающих на конференцию не пришли. В итоге все закончилось так быстро и неожиданно, что многие присутствующие не смогли скрыть своего удивления.
На трибуну по очереди поднимались убеленные сединами педагоги, каждый из которых пытался ответить на вопрос – кем был Мераб Мамардашвили?
Иракли Брачули рассказал, что на одной из полок их библиотеки стоит книга "Антология русской философии", где Мамардашвили посвящена отдельная глава. "Там он значится как русский философ", - в голосе выступающего прозвучали нотки протеста.
Другой преподаватель прямо заявил, что Мамардашвили всегда поднимал "исконно грузинские темы". Какие именно - конкретизировать не стал, подытожив свое выступление фразой: "Мамардашвили – грузинский философ".
Своего рода точку в этом споре поставил другой лектор, сказав, что в философии существует два основных направления – немецкое и греческое. Мамардашвили, бесспорно, был последователем последнего.
Мераб Мамардашвили преподавал в тбилисском госуниверситете почти 10 лет, с 1980 года. Этот период его жизни некоторые современники называют "годами ссылки". Он приехал в Тбилиси после нескольких серьезных конфликтов с коллективом главного на тот момент в бывшем СССР научного журнала "Вопросы философии". В Москве философа тогда занесли в "черный список".
Как говорили сегодня на конференции, в Тбилиси мало кто тогда осознавал масштабность личности Мамардашвили. Уже тогда его работы были переведены на несколько зарубежных языков, а его труды изучались в ведущих европейских университетах.
Даже внешняя непохожесть Мераба Мамардашвили на такой серьезный образ бросалась в глаза. Рассказывает его студент Акаки Кулиджанашвили:
"Стоял перед нами человек с неординарной внешностью, гигант, свободно одетый - в спортивки или джинсы. Выглядел он так, как сейчас у нас ходят нпо-шники. На его лекции приходило 200-300 человек. Места не было, где бы присесть. Наверное, даже не все они понимали, о чем он говорит. Но точно знаю, что большинство приходили просто, чтобы посмотреть, как Мераб рождал идеи, сам процесс был интересным".
Как вспоминали сегодня его бывшие коллеги, Мамардашвили редко садился за написание научных трудов. Идеи у него возникали во время лекций, разговоров и интервью.
Именно устные высказывания Мамардашвили легли в основу того, что сегодня называют его учением. Труды выходили после его смерти. Важную часть научного наследия Мамардашвили составляет курс лекций, которые он прочитал в тбилисском госуниверситете. Кто-то их решил записать на магнитофон. Позже эти лекции станут основой для одной из самых известных книг Мамардашвили "Эстетика мышления".
Во время сегодняшней конференции мало кто вспоминал о последних годах жизни философа, когда против него началась кампания со стороны сторонников Звиада Гамсахурдиа.
Один из выступавших напомнил, что рядом с Мамардашвили тогда "старались лишний раз не появляться", из-за этого у них могли появиться проблемы. Причиной всему стала известная фраза Мамардашвили "Истина дороже родины". Эту фразу он произнес на собрании Народно-освободительного фронта. Философа тогда обвинили в "прорусской ориентации".
"В наше время для тех людей, которые мыслят и живут процессом мышления, Мераб остается примером для подражания. А для тех, кто по-прежнему думает, что важна только своя этническая принадлежность, и что идея Родины стоит превыше всего, для них Мераб всегда будет изгоем. Но даже таким людям нам надо объяснить, что истина стоит превыше всего, даже родины", - сказал преподаватель философского факультета Акаки Кулиджанашвили.
В последние несколько месяцев в Тбилиси, наверное, чаще, чем когда-либо, вспоминали имя одного из крупнейших философов современности Мераба Мамардашвили. В отличие от прошлых лет.
В честь Мамардашвили прошло несколько мероприятий, но ни одно из них нельзя назвать масштабным. В день рождения Мамардашвили, 15 сентября, перед его запыленным памятником собралось около 10 человек. По телевизору показали несколько передач о жизни философа.
И, может быть, так бы невнятно и закончился этот юбилейный для Мамардашвили год, если бы сегодня в университете не организовали небольшую научную конференцию по научному наследию известного философа.
В небольшой университетской комнате собрались около 30 человек. Получился своего рода "междусобойчик" преподавателей и студентов философского факультета.
Дискуссий и вопросов там не было. Несколько заявленных ранее выступающих на конференцию не пришли. В итоге все закончилось так быстро и неожиданно, что многие присутствующие не смогли скрыть своего удивления.
На трибуну по очереди поднимались убеленные сединами педагоги, каждый из которых пытался ответить на вопрос – кем был Мераб Мамардашвили?
Иракли Брачули рассказал, что на одной из полок их библиотеки стоит книга "Антология русской философии", где Мамардашвили посвящена отдельная глава. "Там он значится как русский философ", - в голосе выступающего прозвучали нотки протеста.
Другой преподаватель прямо заявил, что Мамардашвили всегда поднимал "исконно грузинские темы". Какие именно - конкретизировать не стал, подытожив свое выступление фразой: "Мамардашвили – грузинский философ".
Своего рода точку в этом споре поставил другой лектор, сказав, что в философии существует два основных направления – немецкое и греческое. Мамардашвили, бесспорно, был последователем последнего.
Мераб Мамардашвили преподавал в тбилисском госуниверситете почти 10 лет, с 1980 года. Этот период его жизни некоторые современники называют "годами ссылки". Он приехал в Тбилиси после нескольких серьезных конфликтов с коллективом главного на тот момент в бывшем СССР научного журнала "Вопросы философии". В Москве философа тогда занесли в "черный список".
Как говорили сегодня на конференции, в Тбилиси мало кто тогда осознавал масштабность личности Мамардашвили. Уже тогда его работы были переведены на несколько зарубежных языков, а его труды изучались в ведущих европейских университетах.
Даже внешняя непохожесть Мераба Мамардашвили на такой серьезный образ бросалась в глаза. Рассказывает его студент Акаки Кулиджанашвили:
"Стоял перед нами человек с неординарной внешностью, гигант, свободно одетый - в спортивки или джинсы. Выглядел он так, как сейчас у нас ходят нпо-шники. На его лекции приходило 200-300 человек. Места не было, где бы присесть. Наверное, даже не все они понимали, о чем он говорит. Но точно знаю, что большинство приходили просто, чтобы посмотреть, как Мераб рождал идеи, сам процесс был интересным".
Как вспоминали сегодня его бывшие коллеги, Мамардашвили редко садился за написание научных трудов. Идеи у него возникали во время лекций, разговоров и интервью.
Именно устные высказывания Мамардашвили легли в основу того, что сегодня называют его учением. Труды выходили после его смерти. Важную часть научного наследия Мамардашвили составляет курс лекций, которые он прочитал в тбилисском госуниверситете. Кто-то их решил записать на магнитофон. Позже эти лекции станут основой для одной из самых известных книг Мамардашвили "Эстетика мышления".
Во время сегодняшней конференции мало кто вспоминал о последних годах жизни философа, когда против него началась кампания со стороны сторонников Звиада Гамсахурдиа.
Один из выступавших напомнил, что рядом с Мамардашвили тогда "старались лишний раз не появляться", из-за этого у них могли появиться проблемы. Причиной всему стала известная фраза Мамардашвили "Истина дороже родины". Эту фразу он произнес на собрании Народно-освободительного фронта. Философа тогда обвинили в "прорусской ориентации".
"В наше время для тех людей, которые мыслят и живут процессом мышления, Мераб остается примером для подражания. А для тех, кто по-прежнему думает, что важна только своя этническая принадлежность, и что идея Родины стоит превыше всего, для них Мераб всегда будет изгоем. Но даже таким людям нам надо объяснить, что истина стоит превыше всего, даже родины", - сказал преподаватель философского факультета Акаки Кулиджанашвили.