Кокойты ищет преемника?

Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты неоднократно подчеркивал, что не будет участвовать в президентских выборах, которые должны пройти в нынешнем году

Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты неоднократно подчеркивал, что не будет участвовать в президентских выборах, которые должны пройти в нынешнем году

ПРАГА---Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты неоднократно подчеркивал, что не будет участвовать в президентских выборах, которые должны пройти в нынешнем году. В то же время, многие эксперты полагают, что правящая команда в Цхинвали готова предложить приемника Кокойты. Бывший премьер-министр, председатель общественной организации «Гражданская инициатива» Олег Тезиев не исключает, что ближе к выборам команда Эдуарда Кокойты потеряет сплоченность и, в итоге, приемников окажется несколько. Олег Тезиев в беседе с Олегом Кусовым анализирует внутриполитическую обстановку в Южной Осетии.

Эхо Кавказа: Эдуард Кокойты заявил о том, что не собирается баллотироваться в третий раз на пост президента Южной Осетии. Возможен ли так называемый «российский вариант» в Южной Осетии, когда нынешний президент уходит формально на вторые роли, но фактически остается во главе республики? Есть ли у Эдуарда Кокойты политический приемник?

Олег Тезиев: Те имена, которые сейчас озвучиваются - вполне возможно, что это подставка, но, может быть, и нет. Называются имена нынешнего прокурора республики Хугаева. Учитывая то, что этот человек даже в своей области, в делах прокурорских, некомпетентен, я не представляю себе, как он может работать. Хотя некомпетентный президент Кокойты, тем не менее, проработал такое время.

Эхо Кавказа: Можно ли говорить о команде Кокойты или все-таки это разрозненные люди?

Олег Тезиев: Команда Кокойты несомненно существует. Но ближе, как говорится, к финалу могут возобладать личные интересы у каждого из этой команды и какие-то позиции, может быть, будут пересматриваться.

Эхо Кавказа: Рассматривали ли они вариант смены полномочий, допустим, при помощи поправок в Основной закон? Ну, например, введение парламентской республики? Есть ли такие варианты или конституция останется прежней?

Олег Тезиев: Если учесть, что в нынешнем парламенте большинство принадлежит сторонникам Кокойты, то изменения в конституции вполне возможны. Новый формат, скажем, в качестве парламентской республики, тоже возможен. И если мы вдруг увидим Кокойты в качестве председателя парламента, то я не удивлюсь. И опять бразды правления окажутся в его руках.

Эхо Кавказа: А насколько сильна сегодня оппозиция в Южной Осетии? Есть ли таковая в республике или она уже давно за пределами ее?

Олег Тезиев: Оппозиция в Южной Осетии дезавуируется постоянно - это так называемый «ранний выстрел». Она рано начала себя проявлять и очень быстро на нее оказывается давление, как и со стороны Кокойты, так и со стороны администрации.
Непосредственно в республике есть какие-то оппозиционеры, но это «кухонные» оппозиционеры, которые ничего реального противопоставить не могут.

Эхо Кавказа: Выборы - они ведь для гражданского общества. Только тогда они могут принести какую-то пользу, иначе они наоборот легитимизируют несправедливость в условиях режима. Есть ли сегодня в Южной Осетии гражданское общество?

Олег Тезиев: Мне оно неизвестно. Я знаю отдельные общественные организации, которые могут что-то из себя представлять, но они погоды не делают.

Эхо Кавказа: Мы слышим разные цифры. А сколько сегодня людей живут в республике?

Олег Тезиев: Я думаю, что это одна из самых больших тайн в Южной Осетии. Потому что называют цифры и в 50 с лишним тысяч, и в 20 тысяч. От 20 до 50. Но, я думаю, что для бюджетоформирующих организаций это будут завышенные цифры где-то в районе 52-57 тысяч. А реальность, учитывая и сегодняшний постоянный отток оттуда, я думаю, приближается к 20 тысячам.

Эхо Кавказа: То есть отток людей продолжается?

Олег Тезиев: Да.

Эхо Кавказа: А по каким причинам?

Олег Тезиев: Причины, прежде всего, экономические. Если в физическом плане кто-то может что-то противопоставить Кокойты, то в плане экономическом… Опять же надо растить детей, их надо учить, а учить там негде и растить не на что.

Эхо Кавказа: Национальное движение Южной Осетии начиналось под лозунгом объединения с Северной. Сегодня этот лозунг уже не звучит, по крайней мере, из уст нынешних руководителей в Цхинвали.

Олег Тезиев: Обидно потерять должность. Я думаю, что при таком объединении каждый из них эту должность, так называемую «кормушку», потеряет сразу. Естественно, поэтому такое звучание утратило свой смысл. Хотя другой возможности построения республики, государства на сегодняшний день я уже не вижу.

Эхо Кавказа:
А идея об объединении двух Осетий остается в народе?

Олег Тезиев: Да. Идею объединения очень многие воспринимают как единственный вариант выживания этой республики как таковой.

Эхо Кавказа: А при каких условиях жители Южной Осетии могли бы интегрироваться в Грузию? Это вообще возможно?

Олег Тезиев: Я считаю, что это невозможно. Это невозможно по причине, известной нам всем. Есть определенный пиетет перед Грузией у определенного слоя южноосетинского общества. Исследования говорят о том, что там такие настроения есть. Но технически это невыполнимо.

Эхо Кавказа: Грузия сегодня показывает успехи в социально-экономической политике. Южная Осетия не может продемонстрировать то же самое, как, в принципе, и Россия. Это не может быть привлекательной идеей?

Олег Тезиев: Это очень привлекательная идея. Но интеграция в Грузию невозможна по определенным причинам. То, что успехи сопредельных грузинских территорий несоизмеримы с успехами в Южной Осетии, это тоже очевидно. Но, тем не менее, осетинский народ привык жить вот в таких, ущемленных условиях, хотя пример сопредельной стороны показателен.

Эхо Кавказа: Ваш прогноз, каковы будут отношения? По-прежнему, ни мира, ни войны? Так и дальше?

Олег Тезиев: Мне не хотелось бы таких отношений. Я считаю, что два народа, которые давно живут рядом, по сути дела имеют очень большое количество общей родни. Должно пройти какое-то время, потому что слишком много взаимных претензий, слишком много обид, слишком много погибших и с той и с другой стороны. Хотя, должен сказать, что какой-то период времени назад уже начиналась какая-то интеграция. Это период так называемого ТЭКа - Эргнетского рынка, который начинал потихонечку сглаживать острые углы. Это был «серый» рынок. При условии, что в Грузии начали набирать обороты легализации всех видов торговых операций, он прекратил свое существование. Но надо было придумать что-нибудь замещающее, а этого не было сделано.