Национализм – последнее прибежище негодяев

Алан Парастаев

Конец прошлого года запомнится многим антикавказскими выступлениями в разных городах России. Подводить итоги событий в Москве мне не совсем с руки, однако, национализм и его последствия – вовсе не отдельный русский сюжет. У Кавказа в пределах этой темы хватает собственных проблем. Еще до памятных волнений в российской столице, в Северной Осетии имел место инцидент, который в целом обошли своим вниманием российские СМИ.

Буквально за неделю до московского шествия футбольных фанатов, во Владикавказе был избит студент из Кабардино-Балкарии. Травмы оказались настолько серьезными, что парень, не приходя в сознание, через несколько дней скончался. На следующий день после избиения Эдуард Кокойты собрал в зале хореографического училища общественность и публично осудил этот поступок. Он также, едва ли не первым, распространил информацию о том, что это преступление было совершено группой выходцев из Южной Осетии. На меня это произвело сильное впечатление. Как бы я ни относился к деятельности президента Южной Осетии, в данном случае его попытку вывести проблему на уровень признания целым народом своей вины за единичную националистическую выходку можно назвать актом гражданского мужества.

Тем более, на фоне того, что в Северной Осетии только общественные организации обратили внимание на это трагическое событие. У меня нет оснований не доверять информации президента, и поэтому в дальнейшем я буду исходить из его заявлений.

Главный вопрос: явился ли этот случай следствием межнациональной вражды? Я уверен, что да. Скорее всего, балкарского парня решили, что называется, наказать за то, что он, будучи «понаехавшим», «приборзел» на чужой, то есть «нашей» земле. Таких эпизодов с менее трагическими последствиями в Северной Осетии можно насчитать десятки.

Реакция первых лиц России на антикавказские выступления мне показалась не слишком внятной. Медведев, по сути, постарался раздать всем сестрам по серьгам, заявив, что и для преступников с Кавказа, и для российских националистов, наказание за преступления на почве межнациональной ненависти должно быть ужесточено. Путин же сделал реверанс футбольным фанатам, лично встретившись с ними и недвусмысленно пригрозив кавказцам. Этим он привел в немалое изумление экспертов и правозащитников.

Кокойты был куда более конкретен и убедителен. На встрече с общественностью, посвященной избиению, он пообещал, что просто не будет больше просить у России лимитов для абитуриентов, а оставит выпускников школ получать высшее образование в выгоревшем наполовину Югоосетинском Государственном Университете.