Борьба за фасад

В социальной сети Фейсбук уже назначены дата и время, когда на проспекте Руставели пройдет акция протеста, направленная против демонтажа здания «Зари Востока»

ТБИЛИСИ---В социальных сетях распространилось несколько петиций, в которых пописавшие требуют защитить расположенное на проспекте Руставели здание бывшего издательства «Заря Востока». Они требуют отозвать решение о сносе задней части здания. С этими же требованиями 12 января часть неправительственных организаций намерена устроить акцию протеста.

«Здание бывшего издательства «Заря Востока» - прекрасный пример направления конструктивизма в архитектуре. Статус исторического у здания отняли намеренно, и теперь оно находится перед опасностью полного уничтожения», - говорится в одной из петиций, призванной помешать демонтажу здания «Зари Востока».

“Рушить здание начали два месяца назад с задней стороны. Большую часть разрушили, фактически остался фасад, выходящий на проспект Руставели. Но изнутри здание выпотрошено. Его ценность остается под угрозой”, - говорит искусствовед Тамар Амашукели.

В социальной сети Фейсбук уже назначены дата и время, когда на проспекте Руставели пройдет акция протеста, направленная против демонтажа здания «Зари Востока». Говорит один из организаторов акции протеста, представитель НПО «Тбилисис Амкари» Александр Элисашвили:

“Мы требуем, чтобы прекратили рушить здание, к проблеме подключились эксперты, и под их руководством продолжилась реконструкция”.

Представители неправительственных организаций и журналисты пытались связаться с городскими властями, чтобы получить ответ на вопрос - кому сейчас принадлежит здание "Зари Востока", однако ответа от властей не последовало. По словам Амашукели, известно только, что автором проекта является немецкая компания. Искусствовед говорит, что здание уникально, и сносить его нельзя:

“Это здание представляет интерес прежде всего тем, что оно построено в стиле конструктивизма, который возник в 20-30-ых годах прошлого столетия и являлся откликом на аналогичные стили, распространенные в Европе и Америке. Это так называемый интернациональный стиль, отличающийся от тбилисской архитектуры. Это здание важно и потому, что хорошо отражает легкость проникновения в грузинскую архитектуру мировых тенденций. А также потому, что таких образцов в Тбилиси очень мало. Всегда, когда архитекторы приезжают сюда, спрашивают, есть ли у нас интернациональный стиль”.

Здание «Зари Востока» было построено в 1930-ом году проживающим в Тбилиси армянским архитектором Давидом Числяевым. До 2007 года оно считалось историческим памятником. А в этом году с бывшего издательства и с нескольких других зданий был снят статус исторических памятников.

Что касается самого процесса реконструкции, то разрешение на это выдает совет, созданный при городской мэрии. Он укомплектован представителями муниципалитета и министерства культуры. Член этого совета Мака Шавишвили затрудняется ответить, было или нет выдано разрешение на демонтаж. Однако совершенно точно знает, что представленный несколько месяцев назад эскиз нового здания утвержден не был.

По словам Шавишвили, согласно проекту, основную часть "Зари Востока", которая и представляет пример конструктивизма, трогать не будут. Разрушить планируют лишь более позднюю пристройку. Однако до сих пор неизвестно, что появится на ее месте.

О проекте понаслышке знает еще один член совета, Мариам Дидебулидзе:

“Изменится лишь задняя часть, пристроенная позднее. На этом месте будет построен высокий корпус. Хотя я не считаю правильным строить высокий корпус”.

Протест общественности, который уже появился в социальных сетях, вызван не только этим случаем. Опасения неправительственных организаций, искусствоведов и архитекторов связаны с множеством примеров того, как происходили метаморфозы, а порой и демонтаж исторических памятников или зданий, которых предварительно, без огласки, лишали этого статуса. О всех таких решениях совета общественность узнавала постфактум. Организаторы акции в защиту "Зари Востока" говорят, что у них нет шансов остановить демонтаж здания, ссылаясь только на закон. Однако они надеются отстоять оставшуюся часть издательства при помощи давления на власти со стороны общественности.