"Королевская речь" и судьба свободного мира

Режиссер Том Хупер

''Королевская речь'' (''The King’s speech'') — главный претендент на награды ''Золотого глобуса''. Фильм номинирован в шести категориях: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая главная мужская роль, лучшая мужская роль второго плана. В картине рассказана трогательная история дружбы тяжелейшего заики и его логопеда. Таких дружеских привязанностей, я уверен, в мире логопедов и заик множество, но нынешняя отличается ото всех остальных тем, что заика - наследник английской короны, а затем и король Англии и всех территорий Георг Шестой.

С чего начинается фильм? Принц Альберт или, как его называют дома, Берти - второй по старшинству сын Георга Пятого. Его старший брат Эдвард должен унаследовать трон. Альберт страдает тяжелейшим заиканием, его речь в 1925 году, во время открытия ярмарки на стадионе ''Уэмбли'', которой начинается фильм, и есть та самая страшная мука, кошмар, которого пытается избежать любой заика. Публичная речь заканчивается полным фиаско, крахом, мукой, о которой не только не хочется думать, но говорить, все хотят забыть это. Мы разделяем эту муку, мы такое испытываем облегчение, когда заикающийся человек закончил фразу, дошел до конца, поставил точку. И это облегчение совершенно мастерки используют в картине автор фильма Дэвид Сайдлер и режиссер Том Хупер. Писатель, автор сценария фильма Дэвид Сайдлер - заикался, и для него история принца Альберта и короля Георга Шестого была историей его собственного личного примера, и он давно хотел сделать такую картину. Он обратился к королеве, к супруге покойного к этому времени короля Георга Шестого, за разрешением сделать такую картину. Она сказала: ''О'кей, вы можете это сделать, но только не при моей жизни''. Кто знал, что она проживет до 2002 года и умрет, когда ей будет 101 год? Во всяком случае он, как подлинный джентльмен, ждал ее смерти и сделал картину после ее смерти. Таким образом эта картина - его дань уважения английскому монарху, который одолел себя и который должен быть примером всем.

В какой-то момент наш логопед говорит ему: ''Если ты чувствуешь, что будешь заикаться, сделай паузу, это придает значимость твоей речи''. На что остроумный английский монарх говорит: ''Я, по всей видимости, самый значимый монарх, который был когда-либо в истории человечества''. Что происходит дальше? После смерти короля Георга Пятого старший брат Эдвард становится королем. Но его царствование оказывается очень недолгим - у Эдварда роман с американкой, некоей Уолли Симпсон. Когда Эдвард заявляет о своем желании жениться на тогда уже второй раз разведенной госпоже Симпсон, премьер министр Англии заявляет, что он и его правительство уйдут в отставку. Империи грозит конституционный кризис и Дому Виндзоров - семейный скандал. Все это Англия пережить не может. Эдвард должен выбрать: либо — корона, либо - госпожа Симпсон. Эдвард выбирает свою возлюбленную и отказывается от трона. Принц Альберт, страдающий страшным заиканием, становится, неожиданно для себя и всех своих близких, королем. И, между прочим, это совершенно замечательно, что именно он становится королем, а не Эдвард. Потому что в 1937 году, через год после того, как как он отказался от трона, Эдвард со своей супругой едет в Германию, его принимает Гитлер, и широко известно, что Эдвард ответил на нацистское приветствие Гитлера нацистским салютом. Все эти годы Альберт, или же Георг Шестой, ходил к своему ортодоксальному терапевту, пока не махнул рукой и на терапевта, и на свою возможность победить недуг, который лишает его возможности быть полноценным главой государства. В 1939 году, после нападения Германии на Польшу, Англия объявляет войну нацистской Германии. Этому предшествует один маленький, но очень точных эпизод. Георг Шестой вместе с двумя дочерьми смотрит хронику, в том числе, хронику из нацистской Германии с выступлением Гитлера. Гитлер, как мы знаем, был замечательным оратором, если слово ''замечательный'' уместно в этом контексте, и говорил быстро, темпераментно, захлебываясь в собственных словах, свободно жестикулируя руками. И дочка, будущая королева Елизавета, спрашивает: ''Папа, а о чем он говорит?''. На что Георг Шестой отвечает: ''Я не знаю, о чем он говорит, но мне кажется, что он делает - это очень хорошо''. И в этом - совершенно замечательная горечь реплики, потому что мы видим захлебывающегося в своих словах фашистского диктатора, и мы понимаем, что английский король в чем-то, по-своему, завидует этому человеку.

Дело в том, что главная работа английского короля в то время заключалась в том, чтобы говорить со своими поданными по радио. Причем запись тогда не использовали, это был прямой эфир. И представьте себе ужас короля: единственное, что он должен уметь хорошо делать, это хорошо говорить по радио для своей империи. Вот, в чем ирония судьбы.

Вся эта ирония очень точно обыграна в картине. Есть эпизод, когда его отец, Георг Пятый, обращается перед Рождеством к подданным, и делает это совершенно замечательно, как блестящий, шекспировского масштаба, актер. И мы понимаем, что это видеть Альберту мучительно, он должен следовать по стопам своего отца, который так блестяще говорит и которого так любят его подданные за это. И в какой-то момент, не лишенный философской ноты, отец ему говорит, что это раньше мы вели своих подданных в битвы, на сегодняшний день мы — актеры. Таким образом все сводится к тому, что Георг Шестой должен выступить по радио, обратиться к своим подданным и сказать о том, что Англия объявляет войну нацистской Германии. И должен это сделать безупречно. Насколько, во всяком случае, он может, тяжелый заика. Получится у него или не получится? И здесь авторы фильма дают блистательное расширение. Потому что мы можем увидеть в одной маленькой драматической ситуации значение гораздо большее. По сути дела, получится или не получится у него произнести эту речь, это получится или не получится Англии победить нацистскую Германию, или получится или не получится у всего свободного мира одолеть зло всего 20-го века. Вот, к чему сводится, в итоге, выступление Георга Шестого. И, конечно, его логопед - рядом с ним. Конечно же, у Георга Шестого получается - пусть мучительно, пусть периодически останавливаясь, но он произносит эту речь. И мы вздыхаем с облегчением, потому что мы понимаем, что судьба свободного мира решена положительным образом. Я думаю, что когда придет время, этот фильм получит номинации на ''Оскара'' и жюри будут решать, дать ему ''Оскара'' за лучший фильм года или не дать, все будут помнить, что в этом фильме решалась судьба свободного мира, а судьба свободного мира ''Оскара'' стоит уж точно.