Услуга за услугу

Тбилиси предлагает восстановить четыре грузинские церкви и монастырские комплексы в Восточной Турции

ТБИЛИСИ--В ближайшее время грузинские власти ожидают получить окончательный ответ из Стамбула – даст ли Турция согласие на восстановление четырех исторических грузинских церквей, которые находятся в восточной части Турции. В качестве ответного жеста Тбилиси обещает приступить к восстановлению и строительству четырех мечетей в двух грузинских регионах. Однако не всем в Грузии нравится идея появления в стране новых мечетей.

Тбилиси предлагает восстановить четыре грузинские церкви и монастырские комплексы в Восточной Турции. С IX по XI века там находилось Тао-Кларджетское княжество Багратионов. Это был культурный и духовный центр Грузии. Именно в Тао-Кларджети на грузинский язык перевели Новый Завет.

До наших дней дошли лишь заброшенные развалины этих исторических построек. После каждой зимы грузинские археологи сообщают об очередных разрушениях. Свою деструктивную лепту вносят кладоискатели, которые безнаказанно похищают из развалин уникальные грузинские фрески и раскапывают могилы членов царской семьи.

О том, что уникальные строения нужно спасать, в Грузии говорят уже много лет. К реальным действиям власти приступили три года назад. Грузия собиралась заключить с Турцией специальное соглашение, после чего можно было приступить к восстановлению грузинских памятников. Чиновники уже потянулись за ручкой для подписания документа, однако в Грузии поднялась волна протеста. Несколько видных общественных деятелей выступили против последнего пункта проекта соглашения: о восстановлении и строительстве нескольких мечетей в Грузии.

Финальную точку в этих спорах тогда поставил грузинский патриарх Илья Второй. Он написал письмо грузинскому премьер-министру, которое позже просочилось в прессу:

«Полагаю, что подписание соглашения в предложенном виде не обосновано. […] Считаю необходимым отметить, что число действующих в Грузии мусульманских зданий и теологических учебных заведений в несколько раз превышает те религиозные потребности, которые есть у грузинского населения, исповедующего ислам».

Услуга за услугу


Проект соглашения спрятали в долгий ящик до появления новых сообщений о разрушениях церквей в Турции. В прошлом году грузинские чиновники решили попробовать заново договориться с турецкими коллегами. Делали они это без лишней огласки. В конце прошлого года замминистра культуры Ника Вачеишвили заявил, что со дня на день ожидается окончательный ответ из Стамбула. Он рассказал, что взамен реабилитации грузинских церквей Тбилиси согласился восстановить три мечети в Самцхе-Джавахети и Кобулетском районе, а также построить новую мечеть в Батуми:

«Общество постепенно развивается. В 2007-2008 годах общество проявило, я бы сказал, чрезмерную осторожность. Мы тогда все удивлялись: как могут какие-то подозрения в существовании скрытых мотивов остановить процесс спасения грузинской гениальной культуры. Но развитие нашего общества идет гигантскими шагами, и теперь таких подозрений намного меньше, чем было тогда».

Это выступление замминистра стало толчком к началу новой волны протестов.

На этой неделе против строительства мечетей выступили несколько грузинских историков. Один из них Отар Гоголишвили:

«То, что Турция никогда не посмеет сделать в других местах, обязательно сделает в Аджарии. У них могут быть и другие цели. В турецкой прессе уже появились статьи о том, что будто бы «Аджария - наш регион», «Аджарию у нас незаконно отобрала Россия. И Карское соглашение дает нам право, чтобы мы там нашу политику проводили».

О температуре протеста среди простых людей можно судить по дискуссиям в социальных сетях. «Они что, вторую исламизацию захотели?» - возмущается один из жителей Батуми в своем блоге. Споры между батумцем и его оппонентами закончились потоком нецензурных выражений с обеих сторон.

Изменилась ли по этому вопросу позиция церкви? Об этом трудно судить, т.к. никаких комментариев пока нет. В правительстве же уверены, что на этот раз сумеют довести процесс переговоров до конца. Власти уже готовят финансовые сметы и ведут переговоры с грузинскими архитекторами.