Спасение от голодной смерти

Черемшу собирают в лесах с февраля до середины марта

БЕРЛИН---Черемша, или лук медвежий, или дикий чеснок, или колба — многолетнее травянистое растение, вид рода «Лук, семейства Луковые» – так об этой очень важной составляющей части вайнахской кухни сказано в энциклопедии. Но, оказывается, черемша – это еще и память о трудном прошлом и нелегком настоящем чеченцев и ингушей.

Нашим предкам, жившим в горах, приходилось постоянно думать о том, как бороться с голодом. Лишённые земли на равнине, они жили в условиях, в которых мы - их изнеженные, городские потомки не придумали бы ничего лучше, нежели умереть, славя Аллаха за предоставленную возможность обрести рай. Одна из последних ниточек, напоминающая нам о тех временах и том нашем состоянии, когда мы были детьми природы, а не ее неблагодарными пасынками – это черемша.

Черемшу можно назвать вторым хлебом вайнахов. Они находят ее небольшие делянки даже в Европе: в лесах Австрии, Германии и Бельгии. Об одном таком случае, произошедшем лет 8 назад в Австрии, мне рассказал знакомый чеченец.

Несколько женщин, прогуливаясь по окрестностям лагеря беженцев, наткнулись на поляну, где пробивались первые ростки (они поначалу не поверили своим глазам) родной вайнахской черемши. Через полчаса всё трудоспособное население лагеря из числа вайнахов, вооружившись ножами и полиэтиленовыми пакетами, выдвинулось в окрестные леса на сбор дикого лука, которым, как оказалось, изобиловала местная флора. На второй день местное население решило выяснить, чем занимаются лихорадочно рыскающие с утра до вечера по лесу группы беженцев. Что они так яростно с помощью ножей добывают из-под снега?

К молодым ребятам, возвращавшимся в лагерь с набитыми неизвестно чем пакетами, обратился один из местных активистов с вопросом: «Что это у вас там»? Владеющих немецким языком среди беженцев не оказалось. Один из беженцев решил изобразить весь производственный цикл, вплоть до финального этапа, на языке жестов. Взяв светло-зеленый росток, издававший характерный чесночный запах, он изобразил, как подсекает его ножом, снял верхний слой и тут же съел на глазах ошарашенного австрийца.

Через пару дней у ворот лагеря местные жители организовали демонстрацию, требуя от руководства лагеря прекратить издевательство над беженцами и нормально кормить несчастных, не вынуждая их искать себе пропитание в лесу. По словам рассказчика, деятельные австрийцы подготовили кучу плакатов с картинками, изображавшими изможденных людей, которые ползали на карачках по земле и ели траву. Вызвав переводчика, руководство лагеря с трудом убедило собравшихся, что чеченцы добровольно отправились на сбор черемши, что эти люди в далеком австрийском лесу обрели кусочек родины, которую, как тогда многим казалось, они утратили навсегда.

Ну а на родине эта зима выдалась бесснежная, первый снег выпал в Ингушетии лишь несколько дней назад. Такие мягкие погодные условия позволили жителям Ингушетии и Чечни уже сейчас приступить к сбору первого урожая. Обычно сезон начинается лишь в середине февраля.

Черемша - один из немногих источников сезонного заработка для людей, не имеющих работы. В двух республиках, кроме розничной торговли на рынке, службы в милиции и работы на стройке, сложно найти занятие, которое приносило бы живые деньги. Вакансии госслужащих разобраны и заняты на несколько поколений вперед. Черемшу собирают в лесах с февраля до середины марта. Она позволяет не только пополнить семейный бюджет, но и разнообразить рацион сельских жителей: её жарят на масле, варят в молоке и даже консервируют. Маринованная черемша продается круглый год.

Сейчас цена 1 килограмма черемши достигает 250 рублей, в конце сезона ее стоимость упадёт до 40-30 рублей. Гораздо выше цена в Москве, куда дикий лук, несмотря на острый специфический запах, перевозят на поездах и автобусах всеми правдами и неправдами. Поэтому несколько ближайших недель сборщики черемши будут в светлое время суток работать в лесу. Сбор черемши - это не только тяжелейший труд, но и серьёзный риск, поскольку лес остается территорией войны. В прошлом году, на границе между Чечней и Ингушетией, несколько молодых людей были убиты и ранены российскими спецназовцами, проводившими здесь очередную спецоперацию.

По степени трудоемкости сбор черемши мог бы составить конкуренцию уборке хлопка. Сборщики вынуждены, стоя на коленях на мокрой земле, с которой часто еще не сошел снег, с помощью ножа срезать побеги в основании корня, повредить луковицу нельзя, иначе она не даст ростков на следующий год.

В республике стоило бы построить хоть один небольшой консервный завод или линию по переработке черемши. Президент Евкуров, сам выходец из большой сельской семьи, наверняка все еще помнит, каким трудом достается кусок крестьянского хлеба. До сих пор пост главы республики занимали ингуши - выходцы из Грозного. Они могли и не знать, что это такое – стоять в зимнем лесу на коленях перед черемшой, спасавшей наших предков от голодной смерти.