Египет: войска против демонстрантов

Your browser doesn’t support HTML5

На улицах Каира

МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---В Египте не стихают массовые антиправительственные протесты. В Каир, где несколько дней продолжаются уличные протесты с требованием отставки президента Хосни Мубарака, введены войска. Государственное телевидение сообщило о введении комендантского часа, начиная с 6 часов вечера, в крупнейших городах страны - Каире, Суэце, Александрии. Сообщается, что волнениями, которые продолжаются с 25 января, охвачена уже почти половина провинций страны.

В марше протеста в Каире, начавшейся после дневной пятничной молитвы, принял участие прилетевший накануне в Египет из Австрии бывший глава МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии мира, египтянин, ныне один из лидеров оппозиции Мохаммед эль-Барадей. Позже он был взят под арест. Перед этим он сказал:

– Я буду с народом, в особенности с молодежью, которая возглавила, организовала, провела эти мирные демонстрации. Я должен оказать им ту поддержку – политическую, духовную, моральную, какую я только способен оказать. Я буду там с ними. Это мой народ, я должен быть там, и мне хотелось бы увидеть новый Египет.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Александр Гостев



Мохаммед эль-Барадей является лидером демократически настроенной египетской молодежи. Протестное движение в Египте крайне неоднородно по своему составу. Там есть студенты, интеллектуалы, образованные люди, придерживающиеся западных демократических ценностей, там есть представители среднего класса, умеренно консервативные в своих взглядах, там есть и исламисты, в первую очередь из радикального исламистского движения "Братья-мусульмане", которые вначале держались в стороне от народных протестов. Представитель "Братьев-мусульман", старейшей организации радикальных исламистов в Египте, Аль-Ариан заявил, что взрыв вот этого возмущения народа вызвала политика властей:

– Мы предсказываем, что политика закрытых дверей, подтасовки голосов, преследования рабочих активистов и профсоюзов, запрет для студентов свободно выбирать, в каком профсоюзе они будут состоять, будет способствовать тому, что гнев будет нарастать и нарастать, и, наконец, произойдет взрыв, – заявил Аль-Ариан.

В выступлениях лидеров оппозиции, отдельных активистов в Египте все чаще звучит слово "революция". О демонстрациях оппозиция договорилась заранее, через интернет, назвав эти выступления "пятницей гнева". По состоянию на вечер 28 января около тысячи человек задержаны, сорока из них (возможно, больше) предъявлены официальные обвинения в подготовке государственного переворота. Около 100 человек ранены. При этом не менее 15 военнослужащих и полицейских получили ранения.
Международный кризис, безусловно, тоже сказался на ситуации во всех арабских странах – и прежде всего в тех странах, которые находятся в самом низу по уровню жизни своего населения

Уже есть сообщения о том, что пострадали и иностранные журналисты, в том числе оператор "Ассошиэйтед Пресс" и корреспондент Би-Би-Си. Министерство иностранных дел Франции распространило заявление, в котором сказано, что четверо французских журналистов (непонятно пока, на какие СМИ они работают) были задержаны египетскими властями.

При этом 28 января в Египте полностью исчез доступ к интернету, в первую очередь к социальным сетям Facebook и Twitter, через которые демонстранты координировали свои действия. Причиной этого наблюдатели называют давление властей на провайдеров.

Уже, естественно, есть реакция и западных стран, и лидеров других государств, которые следят за происходящим в Египте, потому что события в этой самой населенной арабской стране (с населением более 80 миллионов человек) могут пошатнуть весь регион. Вот что сказал на специальном брифинге для журналистов в Вашингтоне официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс:

– Наш ближайший и важный партнер на Ближнем Востоке, президент Мубарак, во время каждой встречи с президентом США выслушивал его мнение – о тех шагах, которые необходимо предпринять для налаживания общественного диалога, и о том, какие важные реформы нужно провести в Египте, поскольку речь идет о вопросах политической свободы.

Мы не собираемся делать выбор между правительством Египта и народом Египта. Мы всегда знали, что Египет и президент Хосни Мубарак, в течение десятилетий были самым важным и близким союзником нашей страны, – сказал Роберт Гиббс.

События в Египте называют по-настоящему народной революцией, потому что до этого в Египте не существовало организованных оппозиционных сил, и лидеры оппозиции находились в эмиграции. Есть мнения различных экспертов по Северной Африке о происходящем. Вот что, например, сказал в интервью Радио Свобода ведущий научный сотрудник МГИМО, специалист по Египту и Северной Африке Александр Крылов:

– В свое время я, еще будучи студентом, был в Египте и учился в университете, и студенты мне говорили, что создать какое-либо оппозиционное, антиправительственное, а тем более подпольное движение практически невозможно, потому что в любой ячейке обязательно найдется представитель Мухабарата, то есть соответствующих органов, которые раскроют эту ячейку. Поэтому политическое движение внутри страны, которое могло бы не только взять власть, но и удержать ее, мне кажется, найти очень и очень сложно.

Бывший директор МАГАТЭ и лауреат Нобелевской премии Мохаммед эль-Барадей, действительно, фигура достаточно влиятельная. Но не знаю, насколько он после длительного отсутствия и эмиграции чувствует ситуацию в Египте и будет ли он способен достаточно быстро провести экономические реформы.

Большая часть населения, около 40%, живет на два доллара. Международный кризис, безусловно, тоже сказался на ситуации во всех арабских странах – и прежде всего в тех странах, которые находятся в самом низу по уровню жизни своего населения. Египет, по-моему, находится чуть ли не последней позиций в этом рейтинге, – отметил Александр Крылов.

В течение всего дня весь мир следил в прямом эфире за телетрансляциями из Каире и других крупных египетских городах. Действительно, речь идет о полномасштабных народных боях с полицией, силами правопорядка. Ситуация, очевидно, будет и дальше накаляться.