ПРАГА---В одном из последних номеров газеты «24 саати» опубликована статья под названием "К Абхазии очень близко, от Тбилиси очень далеко". Прочтя этот заголовок в обзоре прессы на "Эхо Кавказа", я вначале подумал, что речь идет о выступлении грузинского президента на новооткрытом телеканале ПИК. Но на деле оказалось, что эти географические констатации относились к процессу выселения и переселения беженцев в Западную Грузию. Что ж, логично, хотя к материалу о выступлении Михаила Саакашвили заголовок, мне кажется, подошел бы лучше.
Не знаю, подсчитывал ли кто-нибудь, сколько времени, общаясь с народом, Михаил Саакашвили посвятил не собственно самым насущным грузинским проблемам, а именно Абхазии? Но несомненно, что лирические отступления об оставшемся в Сухуми сердце, слезах, которые президент не в состоянии удержать по утрам – самые яркие моменты, задержавшиеся в памяти. И в целом плач по утраченным землям стал центральной частью выступления, если не по объему, то по эмоциональному накалу. И это тоже "логично" – слез и лозунгов а ля "в следующем году в Сухуми" было ровно столько, сколько нужно было, чтобы на пике душевного волнения как бы отвлечься от журналистов, задававших вопросы, почему власть так жестоко выкинула беженцев из Тбилиси в отдаленные районы Грузии без средств к существованию.
Будь я апологетом грузинского лидера, я бы, наверное, обнаружил логику даже в следующем пассаже Саакашвили: "Это наша исконная земля... Это наша органичная земля. И самую прекрасную органичную часть [местного населения] оттуда выгнали». Но я в ряды сторонников Михаила Саакашвили не записывался, да и вообще остаюсь человеком, можно сказать, сторонним. А потому... слово "исконный" в Грузии, памятуя о не столь давнем прошлом, стоило бы запретить. Эта "исконность" была, есть и, судя по выступлению сегодняшнего грузинского президента, будет вечным источником межэтнической напряженности, хотя, по идее, должна символизировать развал грузинского государства, начиная со времен Гамсахурдия.
Поток одних и тех же аргументов (разной степени осмысленности, а чаще вовсе бессмысленных), псевдоисторических и даже вполне исторических, но крайне политизированных изысканий, битье об землю с криками «Чеми мица!», слезы, вырванные сердца, пафосные речи - это все «дурная бесконечность» конфликтного и примитивного осмысления слова «свое». Ответ из Абхазии будет таким же - аргументы и исследования примерно того же качества: «Апсуа адгыл!», и далее по кругу.
"А вторая часть, она "неорганическая" и "безобразная"..." – дает высказывание Саакашвили в зеркальном отражении один из абхазских пользователей Фейсбука. Утрирует? Да, есть немного! Но у нас всё превращается в гиперболы!
Я не верю, что г-н Саакашвили этого не понимает. Его жёсткий ответ на вопрос по поводу строительства мечетей в Грузии - о том, что они будут построены, что в Грузии есть граждане, исповедующие ислам, права которых он будет защищать, и что он не позволит наступать на те же грабли, на которые Грузия наступила 20 лет назад – наглядная тому демонстрация. Да и в других сферах президент не раз демонстрировал свою способность идти наперекор общественному мнению.
И, кстати, я совсем не уверен, что общественное мнение именно таково — обезображенное национализмом, камлающее проржавевшим кадилом исконности и т.п. Да, такой вывод может сделать неискушенный абхазский блогер, впервые пообщавшись с некоторыми русскоязычными блогерами из Грузии. И да, теперь в полемике с этими же блогерами он может блеснуть вышеприведенной цитаткой из речи Саакашвили. Но если копнуть глубже, то можно увидеть, насколько более сложным стало грузинское общество за последние двадцать лет. Это мое личное наблюдение. Это новое общество, правда, еще остается безъязыким, используя в разговорах о себе и власти устаревшие слова, но оно обязательно научится себя выражать.
Если же я не прав, и существенная часть общества продолжает исповедовать эти «исконные» ценности, то последнее, до чего стоит опускаться власти – это потакать подобным настроениям. Может, тактически это и дает какие-то политические преимущества, но стратегически – это путь в тупик.
Не знаю, подсчитывал ли кто-нибудь, сколько времени, общаясь с народом, Михаил Саакашвили посвятил не собственно самым насущным грузинским проблемам, а именно Абхазии? Но несомненно, что лирические отступления об оставшемся в Сухуми сердце, слезах, которые президент не в состоянии удержать по утрам – самые яркие моменты, задержавшиеся в памяти. И в целом плач по утраченным землям стал центральной частью выступления, если не по объему, то по эмоциональному накалу. И это тоже "логично" – слез и лозунгов а ля "в следующем году в Сухуми" было ровно столько, сколько нужно было, чтобы на пике душевного волнения как бы отвлечься от журналистов, задававших вопросы, почему власть так жестоко выкинула беженцев из Тбилиси в отдаленные районы Грузии без средств к существованию.
Будь я апологетом грузинского лидера, я бы, наверное, обнаружил логику даже в следующем пассаже Саакашвили: "Это наша исконная земля... Это наша органичная земля. И самую прекрасную органичную часть [местного населения] оттуда выгнали». Но я в ряды сторонников Михаила Саакашвили не записывался, да и вообще остаюсь человеком, можно сказать, сторонним. А потому... слово "исконный" в Грузии, памятуя о не столь давнем прошлом, стоило бы запретить. Эта "исконность" была, есть и, судя по выступлению сегодняшнего грузинского президента, будет вечным источником межэтнической напряженности, хотя, по идее, должна символизировать развал грузинского государства, начиная со времен Гамсахурдия.
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Поток одних и тех же аргументов (разной степени осмысленности, а чаще вовсе бессмысленных), псевдоисторических и даже вполне исторических, но крайне политизированных изысканий, битье об землю с криками «Чеми мица!», слезы, вырванные сердца, пафосные речи - это все «дурная бесконечность» конфликтного и примитивного осмысления слова «свое». Ответ из Абхазии будет таким же - аргументы и исследования примерно того же качества: «Апсуа адгыл!», и далее по кругу.
"А вторая часть, она "неорганическая" и "безобразная"..." – дает высказывание Саакашвили в зеркальном отражении один из абхазских пользователей Фейсбука. Утрирует? Да, есть немного! Но у нас всё превращается в гиперболы!
Я не верю, что г-н Саакашвили этого не понимает. Его жёсткий ответ на вопрос по поводу строительства мечетей в Грузии - о том, что они будут построены, что в Грузии есть граждане, исповедующие ислам, права которых он будет защищать, и что он не позволит наступать на те же грабли, на которые Грузия наступила 20 лет назад – наглядная тому демонстрация. Да и в других сферах президент не раз демонстрировал свою способность идти наперекор общественному мнению.
И, кстати, я совсем не уверен, что общественное мнение именно таково — обезображенное национализмом, камлающее проржавевшим кадилом исконности и т.п. Да, такой вывод может сделать неискушенный абхазский блогер, впервые пообщавшись с некоторыми русскоязычными блогерами из Грузии. И да, теперь в полемике с этими же блогерами он может блеснуть вышеприведенной цитаткой из речи Саакашвили. Но если копнуть глубже, то можно увидеть, насколько более сложным стало грузинское общество за последние двадцать лет. Это мое личное наблюдение. Это новое общество, правда, еще остается безъязыким, используя в разговорах о себе и власти устаревшие слова, но оно обязательно научится себя выражать.
Если же я не прав, и существенная часть общества продолжает исповедовать эти «исконные» ценности, то последнее, до чего стоит опускаться власти – это потакать подобным настроениям. Может, тактически это и дает какие-то политические преимущества, но стратегически – это путь в тупик.