Омбудсмен Грузии: нападение на церковь надо расследовать

Случай полуторанедельной давности стал вторым за последние три месяца

ТБИЛИСИ---Сегодня омбудсмен Гиорги Тугуши призвал грузинские власти детально разобраться со случаями нападения несовершеннолетних детей на баптистко-евангелисткую церковь в Кварельском районе. За последние три месяца там было два случая вандализма, и в обоих участвовали дети.

28 января прихожане баптистско-евангелисткой церкви села Ахалсопели Кварельского района обнаружили, что помещение храма осквернено.
На полу в коридоре лежали фекальные массы. В углах церковного зала валялись растоптанные кресты и детские рисунки на религиозную тематику. Вся мебель была перевернута, а здание засыпано сахарным песком. Глава церкви Марика Цхадая говорит, что эта картина повергла ее в настоящий шок:

«Ребенок из нашей воскресной школы проходил мимо и увидел, что двери здания были открыты настежь. Он зашел, и никого из наших там не обнаружил. Во дворе в это время стоял один мальчик из расположенной по соседству школы. Оказалось, что все это сделал он и два его друга. Я не буду называть их имена. Но они – никакие не хулиганы, они - из очень приличной семьи».

Случай полуторанедельной давности стал вторым за последние три месяца. В ноябре прошлого года в эту евангелистскую церковь ворвались те же самые подростки, перевернули мебель и унесли некоторые вещи. Полиция сумела найти виновных только после второго происшествия. Родители привели провинившихся детей в церковь, и те публично попросили прощения.

Этим эта история могла бы и завершиться - о ней мало кто узнал бы в Тбилиси, если бы не сегодняшнее заявление Народного защитника Грузии. Гиорги Тугуши считает, что факт нападения подростков на евангелисткую церковь должен стать предметом детального расследования:

«Очень трудно узнать и, например, определить откуда все это исходит. Потому что мне сложно представить, что дети 12-14 лет сами по себе собрались и разгромили здание и школу, расправились с имуществом».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Омбудсмен Грузии: нападение на церковь надо расследовать



Тугуши не собирается ограничиваться специальным заявлением. В ближайшее время он собирается отправиться в село Ахалсопели, чтобы на месте прояснить ситуацию.

Специалисты в вопросах религии поддерживают такой интерес Народного защитника. Дело в том, что этот регион считается чем-то вроде колыбели протестантизма в Грузии. Там более века назад появились первые в Грузии евангелистские церкви. Протестантскую веру исповедуют уже несколько поколений прихожан.

В течение многих десятилетий никаких серьезных столкновений между православными и протестантами там не было. Как рассказывает глава Религиозного совета Бека Миндиашвили, до обретения Грузией независимости лидеры православной и протестантской церкви тесно сотрудничали. Нынешний руководитель баптистско-евангелисткой церкви Грузии Малхаз Сонгулашвили, например, принимал участие в переводе Библии на современный грузинский язык. Разлад между церквями стал проявляться в середине 90-х, когда отдельные представители православной церкви начали называть евангелистскую церковь «сектой».

«Православная церковь настроена не толерантно по отношению к другим религиозным объединениям. И это настрой потом кругами расходится по школам, газетам, государственным структурам, усваивается оппозицией политической, гражданским обществом и так далее», - говорит Бека Миндиашвили.

Правящая партия пока никак не отреагировала на скандал.

* * * * * * * *

У нас на телефонной связи из Тбилиси теолог Леван Абашидзе.

Александр Касаткин: Леван, как вы слышали из репортажа, представитель евангелистской церкви обвинил православную церковь Грузии в том, что она стала источником нетолерантного отношения к другим христианским конфессиям. Как вы считаете, такое утверждение обосновано?

Леван Абашидзе: Знаете, в конкретном случае трудно сказать, но, к сожалению, для меня последние десять лет, с середины девяностых, есть такая тенденция в православной церкви. Я бы сказал, что в 1997 году был переворот внутренний в нашей, Грузинской православной церкви, и радикальная часть сейчас больше задает тон. Я не хотел бы обвинять всю церковь или всех священнослужителей иепархии, но, к сожалению, есть вот такие рецидивы или призывы со стороны священнослужителей. Никто их не останавливает, не одергивает, вот в чем проблема. То есть, в определенном смысле, я согласен, что, к сожалению, есть такая тенденция: потакать нетоленрантности.

Александр Касаткин: Леван, скажите, как вы считаете, почему именно дети устроили этот акт вандализма в церкви? Преподавание религии в грузинских школах может быть источником подобной агрессии?

Леван Абашидзе: Это может быть. К сожалению, вот в этом конкретном случае я не успел разобраться, но я сам занимался вопросами преподавания. К сожалению, с одной стороны, у нас есть возможность факультативно преподавать, но кто именно приходит в школу и что преподает, над этим нет соответствующего контроля со стороны государства. А такой контроль должен быть. Там может прийти человек, который плохо знает религию, который проявляет нетолерантность и так далее. Это возможно, но я еще раз повторю, что в этом конкретном случае я не могу судить.

Александр Касаткин: Леван, вообще грузинский клерикализм и религиозная нетерпимость являются вполне каким-то органичным свойством грузинского общества, или это качество сформировано православной церковью именно в последнее время, в девяностых годах?

Леван Абашидзе: Я думаю, что это в последнее время. То есть, нетолерантность и клерикализм не характеризует не только Грузинскую церковь, но и, я думаю, какую-нибудь другую. К сожалению, очень легко манипулировать людьми, когда речь касается религии. И я думаю, что это именно насаждается в церкви. Во всех церквях есть такая ниша, есть тенденции нетолерантности, ортодоксии в плохом смысле этого слова. Но, к сожалению, в Грузинской церкви эти тенденции получили какую-то большую поддержку, в этом проблема. Я думаю, что это развитие именно последних десяти, двадцати лет. И я могу сказать причину: к сожалению, у нас эти тенденции долгое время оставались, как бы подспудно. Это было антиэкуменическое движение против всех других конфессий, представляя православие как жертву, а всех остальных, как врагов. Это есть во всех православных церквях, но, к сожалению, в Грузинской православной церкви эта тенденция сегодня победила.