Сигнал туркам-месхетинцам?

В Ахалцихе Барбакадзе занялся покупкой домов, скорее всего, даже не для себя, а для тех турок-месхетинцев, которые собирались переселиться в Грузию из Азербайджана, России, Украины, Узбекистана и Кыргызстана

ТБИЛИСИ --- 11 лет тюрьмы и 30 тысяч лари штрафа. Так расплатился за ущерб, нанесенный грузинскому государству, Сулейман Барбакадзе, директор Международного фонда содействию репатриации депортированных из Грузии в 1944 году. “Я узнал сумму ущерба, которую нанес Барбакадзе своими купчими. Сумма составила 189 лари, за что он получил 11 лет и был оштрафован на 30 тысяч лари”, - сказал правозащитник Эмиль Адельханов.

Сулейман Барбакадзе получил грузинское гражданство в 2008 году, после чего зарегистрировал в Грузии свой фонд. В Ахалцихе Барбакадзе занялся покупкой домов, скорее всего, даже не для себя, а для тех турок-месхетинцев, которые собирались переселиться в Грузию из Азербайджана, России, Украины, Узбекистана и Кыргызстана. Однако, в прошлом году против Барбакадзе было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве: продававшие свой дом граждане Грузии заявили в прокуратуре, что Барбакадзе заплатил им в 2008 году часть суммы за дом, а взамен пообещал выхлопотать для них гражданство и трудоустройство в России. Однако Барбакадзе опроверг это заявление, уверяя, что семья сама попросила его помочь с гражданством, снизив цену за дом. «Чем смогу – помогу”, - якобы ответил Барбакадзе продавцам. После этого семья уехала в Россию, но не сумела там устроиться.

Основываясь исключительно на показаниях заявителей, суд установил, что при покупке дома в официальных бумагах была указана заниженная сумма – в 20 тысяч лари, вместо уплаченных 20 тысяч долларов. В обмен на обещания оформить судебное соглашение, Барбакадзе дал признательные показания, однако позже, узнав, что соглашения не будет, отказался от них. В результате, 65-летний Барбакадзе был приговорен к 11 годам тюрьмы за мошенничество.

Эмиль Адельханов отметил, что в среде месхетинцев-переселенцев решение суда в Ахалцихе уже восприняли как сигнал о нежелании возвращать их на родину.

"Эхо Кавказа" связалось с российским общественным движением месхетинцев “Ватан”. Председатель движения Таштан Асланов заявил, что Сулейман Барбакадзе возглавлял российский “Ватан” до 2007 года, однако, без ведома других руководителей, самовольно организовал аналогичный фонд в Грузии. За это, на очередном съезде, Барбакадзе был снят с поста председателя. История с покупкой домов тоже вызвала недоумение у Таштана Асланова: почему Барбакадзе оформлял дома на свое имя, а не на юридическое лицо? Однако, Асланов не исключил, что цели Барбакадзе и в самом деле могли быть бескорыстными:

“Понимаете, когда решается судьба народа, и одного из лидеров, или председателей фонда – ведь фонд был создан в Грузии – на такие сроки сажают.... Грузинская сторона очень неадекватно себя повела, потому что это и в наш адрес : что любой, кто осмелится что-то сделать, мы будем осуждать. И люди боятся переселяться в Ахалцихе. Хотя многие оттуда намерены переехать в Армению, в Россию, и есть месхетинцы, которые готовы купить это жилье. Но местные власти пугают людей”.

Слушать:


В 2008 правительство Грузии приняло закон “О предоставлении статуса репатриантов выселенным туркам-месхетинцам или их потомкам”. Срок подачи заявлений по этой программе закончился 1 января прошлого года. В настоящее время Министерство по делам беженцев и расселению рассматривает 5800 заявлений.

Однако, как заявил представитель министерства Ираклий Кокая, тем, кто действительно хочет вернуться, необязательно ждать или подавать заявления в министерство:

“Это однозначно - проблем нет: они даже сейчас могут, как граждане иностранных государств, приехать в Грузию: закон их не ограничивает”.
Однако ситуация складывается парадоксальная: по информации Эмиля Адельханова, в декабре 2009 и начале 2010 года несколько турков-месхетинцев не были пущены в Грузию – на границе их “завернули” без объяснения причин.

С другой стороны, сами турки-месхетинцы почти никогда не обращаются ни к омбудсмену, ни к правозащитникам Грузии, при отказе в попытке пересечь границу. Более того, они не представлены в Совете меньшинств при офисе омбудсмена. Притом, что во всем мире эти переселенцы известны как турки-месхетинцы, в Грузии многие из них предпочитают называться "этническими грузинами", поэтому и отказались участвовать в совете.