Не хотят или не могут?

Общий вывод: ряд вооруженных формирований, формально входящих в структуру МВД Чеченской республики, де-факто не подчиняются российским законам, не подотчетны федеральным контролирующим органам и попросту саботируют расследование дел

МОСКВА---Сегодня некоторые итоги эффективности контртеррорестической операции на Кавказе подвели правозащитники. Российская правозащитная организация «Комитет против пыток» разослала руководству страны и правоохранительным органам аналитическую записку о том, как в Чечне расследуются дела о случаях похищений людей представителями силовых структур.

Общий вывод: ряд вооруженных формирований, формально входящих в структуру МВД Чеченской республики, де-факто не подчиняются российским законам, не подотчетны федеральным контролирующим органам и попросту саботируют расследование дел. Аналитическая записка стала результатом более чем годовой работы в Чечне сводной мобильной группы российских правозащитников. В ней подробно описаны несколько случаев похищений, произошедших в 2009 году, и то, как ведется расследование.

Зарема Гайсанова, сотрудница Датского совета по беженцам, была предположительно задержана 31 октября 2009 года сотрудниками силовых структур, проводившими спецоперацию в районе ее дома в Грозном. Операция проводилась под личным руководством президента Чечни Рамзана Кадырова. Видеосюжет об этом транслировало чеченское телевидение. Дело до сих пор не расследовано, судьба Гайсановой неизвестна. МВД занималось фальсификацией документов, а следственные органы сообщили, что допросить Кадырова не представилось возможным в связи с его загруженностью по работе.

Слушать


Саид-Салех Ибрагимов 21 октября 2009 года был задержан сотрудниками специального полка милиции по охране объектов нефтегазового комплекса при МВД Чечни во время спецоперации в селе Гайды. Потом в течение нескольких дней он предположительно находился в помещениях полка. Последний раз Саида-Салеха видел его дядя Аднан Ибрагимов, во время допроса командиром нефтеполка Шерипом Делимхановым, в распоряжении самого полка. Шерип- родной брат Адама Делимханова, депутата Госдумы от Чечни, находящегося в розыске Интерпола по обвинению в организации убийства чеченца Сулима Ямадаева в Дубае. Делимханов, как и присутствующий на спецоперации руководитель шестой роты полка Абдуришидов, от явки к следователю уклонились. Ответы на письма получены не были.

Апти Зайналов 28 июня 2009 года был задержан сотрудниками правоохранительных органов в Грозном. Он оказал сопротивление и был ранен. После этого Зайналов несколько дней находился под вооруженной охраной на лечении в Ачхой-Мартановской центральной районной больнице. После его обнаружения там сотрудниками “Мемориала”, Зайналов бесследно исчез.

Ислам Умарпашаев 11 декабря 2009 года был похищен неизвестными вооруженными лицами из своего дома в Грозном. 2 апреля 2010 года Ислам был отпущен из места его незаконного содержания. Со слов самого Умарпашаева, он содержался в подвале дома на территории базы ОМОНа. То, что Умарпашаев снова оказался на свободе, случай крайне редкий. Обычно родственникам так ничего и неизвестно о судьбе близких. Только по официальным данным, в 2007-2009 годах поступило 427 заявлений об исчезновении людей в Чечне. Возбуждено было 142 уголовных дела. До суда не дошло ни одно из них.

Проблему, кажется, осознают и федеральные следственные органы. Руководитель следственного управления Следственного комитета по Чечне Леденев пишет министру внутренних дел республики Алханову о систематическом неисполнении сотрудниками органов внутренних дел Чечни поручений и запросов следователей. Осознают, но ничего не делают. Или не могут сделать.