СУХУМИ---На днях в абхазских газетах были опубликованы некрологи, которые извещали о том, что на 74-м году жизни умер выдающийся тренер по тяжелой атлетике, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук Василий Георгиевич Радимашвили. Он и сам был чемпионом и призером первенств Советского Союза. А среди его воспитанников – такие известные штангисты, как неоднократный чемпион СССР и рекордсмен мира Р. Таркил, чемпион Европы и СССР О. Корианиди…
Но Васо, как его обычно называли, был известен не только в кругу спортсменов и тренеров, но и широкой общественности Абхазии. В памяти старшего и среднего поколения он навсегда запечатлелся, и об этом тоже писали в некрологах, «мужественными выступлениями в конце восьмидесятых – начале девяностых годов в защиту права абхазского народа на самоопределение».
Мы с ним не были лично знакомы, а после грузино-абхазской войны я о нем даже не слышал, долго ничего не знал о его судьбе. Но словно сейчас вижу его – плотно сбитого мужчину с седеющей бородой, который лет двадцать назад, поднявшись на трибуну, если мне не изменяет память, съезда Народного форума Абхазии «Аидгылара», чеканил точные и емкие слова, объясняющие, почему он, грузин, солидарен с лидерами абхазского национального движения. От него исходили сила и уверенность. Запомнилось еще, как, заговорив о Всевышнем, о высших силах, он плавно поднял голову к небу – и это выглядело отнюдь не картинно, а очень органично.
Позже я много раз задумывался о том, почему и как во время войны грузины, бывало, оказывались в абхазском «стане», а абхазы – в грузинском. В том числе и воевавшие с оружием в руках. Найти объяснение в каждом конкретном случае, конечно, можно. То были и выходцы из смешанных семей, члены смешанных семей, и выросшие и сформировавшиеся в соответствующей этнической и идеологической среде. Но они, как правило, просто приставали к тому или иному берегу после того, как по нашей довоенной жизни прошел «тектонический разлом», просто оставались с теми, среди кого привыкли быть, с кем свела жизнь. При этом я говорю не о политиках, политики – особая статья. Васо Радимашвили не был политиком (его интересовали спорт, вопросы воспитательной, природоохранной деятельности). Но он обозначил свою позицию раньше подавляющего большинства, и не только обозначил, но и сформулировал. Не обстоятельства привели его к этой позиции, а он сам к ней пришел.
Конечно, предпосылки его прихода к ней были, позиция не возникает из ничего. Васо родился в 1936 году в семье офицера-военврача Советской армии, которого по окончании Великой Отечественной войны перевели из Германии в военную часть в Гудауте. Окончив там среднюю школу, а затем – Тбилисский институт физкультуры, вернулся в Гудауту. Сразу же, в 1958 году, ему был доверен пост старшего тренера команды Абхазии по тяжелой атлетике. И вот, я думаю, имея возможность выслушать и сопоставить и абхазскую, и грузинскую точки зрения на историю взаимоотношений двух народов, он однозначно стал на сторону первой.
В некрологе, помещенном в газете «Республика Абхазия» и подписанном многими известными в республике людьми, спортивными деятелями, говорится: «Выезжая в предвоенные годы по долгу службы в Тбилиси и Кутаиси, он смело высказывал своим грузинским соотечественникам личные убеждения, основой которых было уважение к абхазскому народу, к его праву самому вершить свою судьбу. «Абхазия – это не Грузия», – нередко повторял он».
При этом Васо никогда не переставал быть грузином, никогда не отказывался от своего «грузинства», как отнюдь не отказываются, скажем, от своего «армянства» живущие в Абхазии и считающие ее своим государством, своей Родиной армяне.
Вполне могу допустить и предположить, что кто-то обвинит Василия Георгиевича в предательстве грузинских национальных интересов. Но, во-первых, предают те, кто извлекает из этого какую-то выгоду для себя, а он жил все эти годы уединенно и скромно. И, во-вторых, он никогда не предавал своих УБЕЖДЕНИЙ, не отказывался от них, сформированных, наверное, еще в детстве и юности. Убеждения эти, как я помню по его выступлениям, были основаны на хорошо известных принципах: нельзя руководствоваться двойными стандартами; если ты требуешь признания права на самоопределение для своего народа, то должен признать его и за другим народом. Разве латышский народ потерял это право из-за того, что доля русскоязычного населения в Латвии в конце 80-х была около 40 процентов?
Но никто же не утверждал, что в силу этого Латвия – это Россия! Население многих стран на протяжении веков нередко претерпевало изменения в этническом отношении, но из этого вовсе не следует, что какой-либо народ всегда обязан оставаться частью полиэтнического государства, подчиняться руководителям другого народа.
Неординарная личность, отличный специалист, чуткий и отзывчивый наставник, достойный гражданин и надежный товарищ – так вспоминают о нем ученики и друзья Васо Радимашвили.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Но Васо, как его обычно называли, был известен не только в кругу спортсменов и тренеров, но и широкой общественности Абхазии. В памяти старшего и среднего поколения он навсегда запечатлелся, и об этом тоже писали в некрологах, «мужественными выступлениями в конце восьмидесятых – начале девяностых годов в защиту права абхазского народа на самоопределение».
Мы с ним не были лично знакомы, а после грузино-абхазской войны я о нем даже не слышал, долго ничего не знал о его судьбе. Но словно сейчас вижу его – плотно сбитого мужчину с седеющей бородой, который лет двадцать назад, поднявшись на трибуну, если мне не изменяет память, съезда Народного форума Абхазии «Аидгылара», чеканил точные и емкие слова, объясняющие, почему он, грузин, солидарен с лидерами абхазского национального движения. От него исходили сила и уверенность. Запомнилось еще, как, заговорив о Всевышнем, о высших силах, он плавно поднял голову к небу – и это выглядело отнюдь не картинно, а очень органично.
Позже я много раз задумывался о том, почему и как во время войны грузины, бывало, оказывались в абхазском «стане», а абхазы – в грузинском. В том числе и воевавшие с оружием в руках. Найти объяснение в каждом конкретном случае, конечно, можно. То были и выходцы из смешанных семей, члены смешанных семей, и выросшие и сформировавшиеся в соответствующей этнической и идеологической среде. Но они, как правило, просто приставали к тому или иному берегу после того, как по нашей довоенной жизни прошел «тектонический разлом», просто оставались с теми, среди кого привыкли быть, с кем свела жизнь. При этом я говорю не о политиках, политики – особая статья. Васо Радимашвили не был политиком (его интересовали спорт, вопросы воспитательной, природоохранной деятельности). Но он обозначил свою позицию раньше подавляющего большинства, и не только обозначил, но и сформулировал. Не обстоятельства привели его к этой позиции, а он сам к ней пришел.
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Конечно, предпосылки его прихода к ней были, позиция не возникает из ничего. Васо родился в 1936 году в семье офицера-военврача Советской армии, которого по окончании Великой Отечественной войны перевели из Германии в военную часть в Гудауте. Окончив там среднюю школу, а затем – Тбилисский институт физкультуры, вернулся в Гудауту. Сразу же, в 1958 году, ему был доверен пост старшего тренера команды Абхазии по тяжелой атлетике. И вот, я думаю, имея возможность выслушать и сопоставить и абхазскую, и грузинскую точки зрения на историю взаимоотношений двух народов, он однозначно стал на сторону первой.
В некрологе, помещенном в газете «Республика Абхазия» и подписанном многими известными в республике людьми, спортивными деятелями, говорится: «Выезжая в предвоенные годы по долгу службы в Тбилиси и Кутаиси, он смело высказывал своим грузинским соотечественникам личные убеждения, основой которых было уважение к абхазскому народу, к его праву самому вершить свою судьбу. «Абхазия – это не Грузия», – нередко повторял он».
При этом Васо никогда не переставал быть грузином, никогда не отказывался от своего «грузинства», как отнюдь не отказываются, скажем, от своего «армянства» живущие в Абхазии и считающие ее своим государством, своей Родиной армяне.
Вполне могу допустить и предположить, что кто-то обвинит Василия Георгиевича в предательстве грузинских национальных интересов. Но, во-первых, предают те, кто извлекает из этого какую-то выгоду для себя, а он жил все эти годы уединенно и скромно. И, во-вторых, он никогда не предавал своих УБЕЖДЕНИЙ, не отказывался от них, сформированных, наверное, еще в детстве и юности. Убеждения эти, как я помню по его выступлениям, были основаны на хорошо известных принципах: нельзя руководствоваться двойными стандартами; если ты требуешь признания права на самоопределение для своего народа, то должен признать его и за другим народом. Разве латышский народ потерял это право из-за того, что доля русскоязычного населения в Латвии в конце 80-х была около 40 процентов?
Но никто же не утверждал, что в силу этого Латвия – это Россия! Население многих стран на протяжении веков нередко претерпевало изменения в этническом отношении, но из этого вовсе не следует, что какой-либо народ всегда обязан оставаться частью полиэтнического государства, подчиняться руководителям другого народа.
Неординарная личность, отличный специалист, чуткий и отзывчивый наставник, достойный гражданин и надежный товарищ – так вспоминают о нем ученики и друзья Васо Радимашвили.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия