О чем говорит "Оскар"

Том Хупер - лучший режиссер по версии американской киноакадемии

Фильм о британском короле Георге VI – отце ныне царствующей королевы Елизаветы II, стал триумфатором нынешней церемонии вручения премий "Оскар" американской киноакадемии. Картина получила "Оскары" за лучший фильм, за лучшую режиссуру, за лучший оригинальный сценарий и за лучшую мужскую роль.

– И "Оскар" присуждается… картине "Король говорит"!

Так на церемонии в Лос-Анджелесе знаменитый режиссер Стивен Спилберг объявил о победе ленты "Король говорит" в номинации "лучший фильм". Картина рассказывает о том, как британский король Георг VI, внезапно взошедший на престол после отречения своего старшего брата, пытается избавиться от сильнейшего заикания. Время действия – 30-е годы прошлого столетия, над Европой нависла угроза нацизма, и Великобритании нужен монарх, способный вдохновить словом свой народ. Человек, который поможет королю – выходец из Австралии, логопед-самоучка, использующий при лечении нетрадиционные методы. История отношений двух этих людей и составляет главное содержание киноленты. Вот как звучит один из диалогов в фильме:

– Мой муж… От него требуется выступать публично…
– Возможно, ему стоит сменить работу.
– А что если мой муж – король?

Роль Георга VI сыграл – по мнению многих критиков, превосходно – известный британский актер Колин Ферт. На церемонии он заявил:

– У меня такое чувство, что моя карьера достигла своего пика. Я глубоко признателен киноакадемии. У меня сейчас такое странное ощущение где-то в районе желудка, будто я могу вот-вот пуститься в пляс. Это, конечно, может быть довольно весело, но тогда я не знаю, как смогу сойти с этой сцены.

Роль логопеда-самоучки сыграл актер Джеффри Раш, роль супруги Георга VI – Хелена Бонем Картер. Режиссер фильма Том Хупер, выступая на церемонии вручения "Оскаров", заявил:

– Больше всего я хочу поблагодарить своих родителей. Я знаю, здесь уже звучало достаточно благодарностей мамам, но мой случай немного отличается, поскольку мою маму в 2007 году ее австралийские друзья пригласили в экспериментальный театр на чтение еще не ставившейся пьесы под названием "Речь короля". До этого мою мать никогда не приглашали на читку пьесы. Но, слава Богу, она пошла, а когда вернулась домой, то сразу же позвонила мне и сказала: "Том, я думаю, что нашла тебе твой следующий фильм".

Триумфальная победа фильма "Король говорит" стала первополосной новостью британской прессы. Полученные "Оскары" называют в прессе исторической победой британского кинематографа.

Газета "Индепендент" восторженно отмечает, что историки кино будут оглядываться на 2011 год, когда Голливуд решил чествовать прекрасный фильм, основанный на жизни заикающегося британского монарха.

Газета "Гардиан" также подчеркивает британский характер фильма: "Этот малобюджетный фильм демонстрирует британских актеров, он снят в Британии, поставлен британцем, однако он потряс Америку". Газета считает, что фильм даже без успеха в Голливуде стал бы легендой. Значение фильма, подчеркивает издание, состоит не в том, что он породил поток восторженных рецензий и наград, и не в том, что он собрал внушительный бокс-офис. "Король говорит" – из тех фильмов, которые создают у кинотеатров очереди длиной в квартал и которым зрители аплодируют стоя. Издание цитирует известного писателя Мелвина Брэгга: "На последних кадрах фильма, как и многие вокруг меня, я был глубоко тронут... И нет ничего предосудительного в том, что мы хотим быть уникальными и хотим, чтобы нас считали уникальными".

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

О чем говорит "Оскар"



Сценарист фильма, 74-летний Дэвид Сайдлер, который сам в свое время преодолел заикание, рассказывает об истории создания фильма:

– Это заняло немало времени. Как вы, возможно, знаете, я написал королеве-матери и попросил разрешения использовать этот сюжет, но она ответила, что не хотела бы, чтобы это было сделано при ее жизни, поскольку память о тех событиях еще слишком болезненна. Я не осознавал тогда, что мне понадобиться на это 25 лет. Сам я не был в Букингемском дворце, но мне сказали, что Ее Величество видела фильм, и что он ей понравился, она была тронута. Это меня самого глубоко тронуло, я очень благодарен ей за понимание того, что фильм был сделан с огромной любовью, восхищением и уважением к ее отцу. Во всяком случае, она не отправила меня в Тауэр, за что я ей также благодарен.

Как отмечает "Гардиан", "Король говорит" развеял миф о том, что британцы якобы страдают эмоциональным "запором". "Дейли телеграф" останавливается на обманчивом антураже фильма. "На первый взгляд, – пишет издание – "Король говорит" выглядит очень знакомо и напоминает историческую костюмную драму с монархами и атмосферой минувших веков. Однако проницательный зритель осознает, что перед ним современный лента, рассказывающая о подлинной жизненной драме". Комментируя успех фильма "Король говорит", газета "Дейли мейл" рассказывает о тех препятствиях, с которыми встретились создатели фильма на родине. Очень немногие, пишет газета, поддержали идею фильма. ВВС-фильм и "Фильм-4" отказались его финансировать. Спонсорами стали Британский киносовет и малоизвестные независимые продюсеры.

Вот как оценивает ленту, получившую четырех "Оскаров", в контексте современных трендов в киноискусстве российский кинокритик Мария Кувшинова:

– Для меня это вообще не фильм, а что-то среднее между телесериалом и публикацией в журнале светской хроники. С точки зрения кинематографа это совершенно архаичное произведение, один из тех старомодных сериалов, которые британцы умеют делать очень хорошо. Но мы знаем, что современные сериалы сейчас гораздо более радикальные, чем полнометражное кино, поэтому в кинематографе сериальная форма неожиданно обрела успех. Фильм действительно выглядит как картинки из журнала "Hello", где принцессы позируют фотографам, а потом все это расходится миллионными тиражами. То же самое произошло с этим фильмом.

– То есть вы не нашли никакого живого нерва в этой истории?

– Нет, почему? Там есть живой нерв, но ровно такой же, какой был, например, в истории принцессы Дианы. Это такие парасоциальные отношения публики с королевской семьей. На экране показывают слабости монарха, и люди радуются, что он такой же несчастный, как любой простой смертный, хоть и родился в королевской семье.

– В Великобритании немало пишут о том, что фильм грешит против исторической истины. С вашей точки зрения, это важно для фильма – следовать исторической правде?

– Вообще, для кино это неважно. Если нет каких-то грубых ошибок, которые бросаются в глаза и вызывают протест даже у неспециалистов, то, я думаю, что какие-то мелкие детали не имеют значения. Это ведь не учебник истории. Кинематограф не обязан точно следовать канве исторических событий.

– Вы сказали, что киноязык этой картины довольно архаичный. Чем именно он показался вам таковым?

– Фильм совершенно точно укладывается в оскаровский формат. Потому что премия "Оскар" сама похожа на британскую королевскую семью, которая просто царствует, но не правит. Видимо, многие академики тоже уже немолодые люди, поэтому "Король говорит" оказался им в чем-то близок. Медленные костюмированные действия с добротными актерскими работами, тщательными, снятыми снизу панорамными кадрами – что-то подобное можно было увидеть на телевидении в 90-е годы. Фильмы, которые конкурировали с "Королем" в оскаровском списке, выглядят по-другому. Коммерческое кино обычно черпает идеи у экспериментального кинематографа, а это просто милый фильм, который всем нравится.